Отклик на статью «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЛОН И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МОСЬКА»
Как краеведу В. Коновалову не стоило бы так яростно защищать «энергетического с лона». В едь в се осетровые проводят нерест на каменистых участках реки с быстрым течением. Масса белуги раньше могла достигать полутора тонн.
У таких гигантов бывает до восьми миллионов икринок, а их шло на нерест сотни, если не тысячи. Одна белуга могла заменить не один рыбоводный завод из тех, что стали строиться в дельте для компенсации потери нерестилищ осетровых после зарегулирования стока реки Волги.
Рыбоводные заводы стали необходимы также после полной потери нерестилищ белорыбицы. Про такую рыбу, как минога, даже не все астраханцы слышали. Так что первый удар по «рыбохозяйственной моське» был нанесён зарегулированием стока Волги, особенно по проходным рыбам – миноге, белорыбице, осетровым, сельдевым, лишив их исконных мест икрометания.
Искусственно выведенная и выращенная молодь, выпускаемая прямо в протоки дельты или вывозимая судами-аквариумами в Северный Каспий не могли компенсировать естественное размножение. Однако их работа помогала удерживать промысловую добычу рыб ценных видов для обеспечения промышленных перерабатывающих предприятий и плавучих икорных плавзаводов, в том числе и 8 новых спроектированных ЦПКТБ «Каспрыба», построенных на судоверфи имени С.М. Кирова.
Куда подевались эти плавзаводы? Во всяком случае ни один из них не работает по прямому назначению. Но это уже другая история, связанная со скачком цен на топливо, а также с ельцинско-гайдаровским повышением в десятки раз стоимости основных фондов, тогда ещё народной собственности.
Начиная с 1985 года на рыбоперерабатывающих предприятиях отмечается резкое ухудшение качества поступающих на переработку рыб. У осетровых стало наблюдаться расслоение мышечных тканей. Специалисты выяснили, что эти изменения в тканях рыб вызваны болезнью – миопатией. Вызвана она ухудшением качества воды в Волге и Каспии. До появления «энергетического слона» таких болезней рыб не наблюдалось.
В. Коновалов как краевед не мог не заметить, что половодье стало поздним и кратковременным – почти в два раза короче, чем оно было в естественных условиях.
Подлинным бедствием для обитателей дельты стали повышенные зимние пропуски воды из Волгоградского водохранилища. По своему объёму они мало уступают весенним половодьям. Происходит провокационный нерест щуки и окуня. Высокие скорости течения воды в протоках отрицательно сказываются на условиях зимовки рыб, вызывают их беспорядочные миграции…
Так вот, уважаемый краевед Коновалов, ГЭС не «зажимает» паводковую воду, как вы с иронией отмечаете в своей статье в защиту «энергетического слона», а организуют зимние паводки, которые могут длиться с декабря по март и им уже нечем обеспечивать весенне- летние нерестовые паводки.
Если раньше энергетический сброс воды всего Волжского каскада ГЭС подчинялся принятому государством жесткому порядку, то теперь – капитализм. Что хочу, то и ворочу! И плевать они (эти слоны) хотели на какие-то рыбные запасы!
Рыбную отрасль автор почему-то превращает в «рыбохозяйственную моську!» А известно ли ему, что по промысловым запасам и условиям для пресноводных рыб Волго-Каспийский район занимал первое место в СССР, а по осетровым – первое место в мире?! Что касается незаслуженного обвинения энергетиков («Это которые дают нам электричество от волжских ГЭС»), то навряд ли астраханцы получают её от Волгоградской ГЭС. До её постройки Астрахань не испытывала недостачу электроэнергии. Если учесть, что плата за один киловатт в настоящее время в десятки раз выше, чем до постройки Волгоградской ГЭС, то можно сделать вывод, что энергия «энергетического слона» до нас не доходит.
Ссылки на заезжих туристов тоже безосновательны. Сотни тысяч рыбаков в Астраханкой области, имевшие свои катера или моторные лодки, вот уже второе десятилетие не выезжают на них на рыбалку, так она стала не по карману из-за дикой стоимости бензина по сравнению с 17-ю копейками за литр при Советском Союзе. При этом нормы вылова сохранились прежние. Что касается запрещённых орудий лова, то работникам рыбной инспекции «Севкаспрыбвода» в первую очередь должны помогать краеведы Астраханской области, своевременно информируя их о нарушениях.
И рыбных специалистов не нужно брать в кавычки, как и федеральный уровень по управлению водными ресурсами. Именно порядок паводков при Советском Союзе решался на федеральном уровне путём поддержания необходимых уровней для соответствующих водохранилищ.
Что касается весеннего паводка 2015 года, то гибель молоди и производителей окажут негативное влияние на рыбные запасы будущих лет. Так что «энергетический слон» в 2015 году растоптал большой процент рыбных запасов дельты, не выполнив самого главного своего назначения – поддержания природного жизненного уровня и продолжительности нереста как в правобережной западной части дельты, так и в её восточной части.
Если Волгоградская ГЭС получает дополнительную прибыль от несанкционируемого сброса в зимний период, нанося вред рыбному хозяйству, то «рыбохозяйственная моська» прилагает неимоверные усилия по восстановлению рыбных потерь: ведёт работы по выращиванию молоди в специальных рыбоводных хозяйствах.
При этом несёт колоссальные затраты по их содержанию, вплоть до искусственной подачи воды, отвечающей экологическим требованиям содержания рыбы.
Для большей правдивости будет справедливо вместо «энергетический слон» назвать «энергетический вор», а за «рыбохозяйственную моську» принести извинение работникам рыбной промышленности.