Первый семестр 1961 года был очень напряжённым. Необходимо было собраться с силами и привести в порядок весь объем теоретических знаний, полученных в предыдущие годы обучения в училище, чтобы использовать их на предстоящей плавательской практике на судах.
Чтобы получить разрешение на практику, необходимо было успешно сдать все предметы учебной программы, подготовить и защитить курсовой проект по профильному предмету «Конструкция и эксплуатация двигателей внутреннего сгорания». С каким увлечением курсанты в одиночку или парами сидели за книгами в классных комнатах, штудировали устройство узлов и отдельных деталей машин и механизмов. Вникали в кинематику работы шатунов и подшипников, валов и шестерёнок. Все свои мысли и доводы, расчёты и эскизы будущие механики с большой скрпулёзностью излагали на листах писчей бумаги, которая была в ту пору большой редкостью, а ещё большим дефицитом пользовалась чертёжная бумага «Ватман». Решать проблему с чертёжными материалами помогали технические отделы судоремонтно-судостроительных заводов имени Ленина, XXX Годовщины Октябрьской революции, имени Урицкого и другие (всего в те годы в Астраханской области функционировали 18 ССРЗ). С большой ответственностью отнеслись курсанты к подготовке на плавательскую практику в навигацию 1961 года. Большая часть ребят попала на новейшие суда-толкачи типа «Зеленодольск», «Дунайский», «ОТ-800» пароходства «Волготанкер». Командир отделения первого взвода Николашкин Саша был направлен в качестве моториста-рулевого на теплоход «Бахчисарай». Это ему приходилось, находясь на вахте, в тяжелейших условиях мелководья на плёсе Горький-Городец толкать нефтеналивные баржи грузоподъёмностью 9000 тонн вверх по Волге. Миша Хаюстов производственную практику проходил на теплоходе «400 лет Астрахани» под командованием капитана Воробьёва Николая Александровича. Рейсами из Ярославля до Калинина доставлял на нефтеперерабатывающие заводы сырую нефть для дальнейшей её переработки в дизельное топливо или бензин. На толкаче «50 лет профсоюзов» пришлось проходить практику Славе Тетерятникову. Капитаном судна в том году был Кобченко Пётр Петрович. Некоторые ребята попали на суда Волжского Объединённого Речного пароходства. Валера Лапаксин и Гера Ведерников были определены на сухогрузный теплоход «СТ-220» в качестве мотористов - рулевых, Боря Аверьянов на пассажирский теплоход « 17 год» - мотористом. Больше всего повезло Мише Сивову, «совершенно неожиданно» он был направлен мотористом - кочегаром на новейший пассажирский лайнер «Урал». Трехдечные суда проекта 588 стали поступать из постройки в конце пятидесятых годов XX столетия из Германской Демократической республики. Слава Луканин и Паша Жабин практиковались на судах Астраханского порта ВОРПа. Одним словом, всем нашлось достойное место для приобретения необходимых знаний и практических навыков, с которыми они по окончании училища пошли по жизни в «Большое плавание».
Разве можно забыть навигацию 1961 года! 8 часов утра. Звучит высокотональный гудок, установленный на котельной завода Урицкого, и трудовой люд, а вместе с ним друзья — однокурсники Астраханского Речного училища Валера и Гера приступают к работе. Грузовой теплоход «СТ- 220» после окончания Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г одов п оступил п о репарации на баланс «Ремонтно-Эксплуатационной Базы флота Волжского объединённого речного пароходства». Это судно было интересно тем, что его корпус не имел никаких дефектов. Главный двигатель -семицилиндровый, двухтактный двигатель внутреннего сгорания немецкой фирмы «Зульцер» послужил прототипом советского двигателя «ДР 30/50». Двигатели этой марки добротно служили на пассажирских судах типа «Бородино», на буксирах — толкачах типа «Зеленодольск». На многих агрегатах, арматуре систем «красовались» изображения фашистской свастики. В навигацию теплоход уходил после капитального ремонта. Судно было подготовлено для массовой перевозки овощей и бахчевых из Астрахани в Москву. Был установлен новый главный двигатель «Шкода». Была проведена перепланировка надстройки для комфортного проживания команды теплохода. 22 апреля 1961 года сухогруз «СТ-220» под командованием капитана Жукова И.Н. и старшего механика Петрова В.И., издав продолжительный гудок, отошёл от стенки завода и направился на Баткачный рейд города Астрахани для погрузки хлопка и дальнейшей доставки его в Кинешму на комвольно прядильный комбинат. На крышках грузовых трюмов разместились остальные члены вновь собравшегося коллектива: старший штурман Лапаксин Иван Григорьевич - специалист, знавший от Москвы до Астрахани все города, все сёла и деревни. Он знал каждый перекат и яр. Одним словом, он отлично знал всю Волгу и все свои знания передавал молодому подрастающему поколению речников. 1-й помощник механика Солнцев Николай Иванович - золотые руки , которые могли укротить нрав любого механизма или машины. Вчерашний выпускник АРУ Шамгунов Валерий - 2й помощник механика. Барханский Владимир Иванович - 2й штурман, оптимист и большой специалист по погрузке и выгрузке судов. Всего 14 членов экипажа вместе с коком тётей Шурой. Получился интереснейший коллектив, состоящий из участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и детей той ужасной и немилосердной войны. Много было воспринято сердцем и душой молодых из рассказов старшего поколения о том, что было пережито ими во время Сталинградской битвы. Где и сколько лежит на дне пассажирских, сухогрузных, нефтеналивных судов. Сколько погибло советских людей, защищавших Волжскую твердыню.
Много было выполнено рейсов самоходкой «СТ-220»,много повидали ребята красивых плёсов ,гористых и отлогих берегов, красивых городов и сёл , но всё же красивее своего родного участка Волги от Сталинграда до Астрахани не было и не будет никогда. Одним словом РОДИНА!!!
В середине ноября теплоход пришёл на зимовку, а возмужавшие, окрепшие курсанты Лапаксин Валера и Гера Ведерников вернулись в АРУ.