В нашем Астрыбвтузе подготовке аспирантов для зарубежных стран уделялось особое внимание, потому что мы все понимали - сегодня он студент, завтра аспирант, а в недалёком будущем, возможно, министр. Как, например, Эдуардо Душ Сантош, выпускник Московского горного университета стал Президентом республики Ангола.
Наша кафедра приняла участие в подготовке студентов и специалистов, для Вьетнама. Так, аспирант Фам Ван Донг стал главным техническим инспектором профсоюзов по защите рабочих и служащих от вредных факторов на производстве. Плохо владея русским языком, он учился с трудом, однако недюжинное упорство позволило ему защитить диссертацию. Другой аспирант Ван Дык Бинь освоил русский язык, был в хороших отношениях с нашими студентами, за что они помогали ему ловить лягушек в подвалах. Руководил работой аспирантов доцент Сторожев Валентин Николаевич.
Перед поездкой в Москву Сторожев В.Н. попросил Биня поговорить со специалистами в своём посольстве о выделении ему прибора – измерителя шума и вибрации. Какова же была его радость, когда приехал Бинь с прибором. С тех пор через год после окончания аспирантуры и успешной защиты Бинь был направлен на работу во Вьетнам. Перед отъездом он сказал: «Я не скажу вам, куда я еду, но вы обо мне услышите». Об этом обещании мы вскоре вспомнили. Из г. Куйбышева к нам пришло закрытое письмо, в котором наш Сторожев В.Н. приглашался для переговоров. Вскоре он туда выехал и вернулся через неделю. На закрытом заседании кафедры с приглашением начальника первого отдела он рассказал, что нам выделили финансирование для проведения исследований шума и вибрации, в частности, на подвесных (забортных) моторах. У нас в Астрахани забортные моторы типа «Вихрь», «Москва» и другие были почти в каждом дворе. Не зная той информации, которая была связана с Вьетнамом, мы скептически относились к договору с авиационным институтом.
Война во Вьетнаме разгоралась. По многочисленным речкам страны бойцы Народной Армии и добровольцы-партизаны на лодках-джонках перевозили военные грузы в Южный Вьетнам. Наш выпускник Бинь при разборе ситуации сказал, что надо заняться изучением шумов, которые распространяются в воде. Военно-техническое руководство Вьетнама приняло оригинальное решение: создать две группы. Первая группа будет заниматься снижением шума от моторов, а вторая – изучать генераторы, установленные в забортных моторах, издающие сложный структурный шум. Картина вырисовывалась такая: американцы своей чувствительной аппаратурой ловят в воде шумы от моторов и направляют в этот район бомбардировщики. Наша кафедра должна была принимать участие в этой группе. Вторая группа должна была изучать создание новых генераторов, которые производили шум подвесных моторов, куда и летели американские бомбардировщики. Мы были довольны своим аспирантом.
В августе 1964 года, после двух инцидентов в Тонкинском заливе, в которых, по утверждению администрации президента Джонсона, американские корабли были атакованы северовьетнамскими катерами в международных водах, Конгресс США принял совместную резолюцию, известную как Тонкинская. Она стала правовой основой для отправки в Южный Вьетнам крупных американских подразделений и начала бомбардировок Северного Вьетнама без формального объявления войны.
На мирные города и деревни Вьетнама обрушились бомбы, деревни и села выжигались напалмом. После таких бомбёжек горела земля, джунгли, всё живое. Свободный вьетнамский народ никогда не знал такой жестокости и принял свои меры. Вскоре американцы это почувствовали. Так, в отдельные дни из вылетов не возвращалось до 10 самолётов. Это был результат совместных усилий частей противовоздушной обороны и наземной артиллерии.
Народная Армия нуждалась в разнообразных и крупных поставках военного имущества. И оно поставлялось лодками с подвесными забортными моторами по рекам Вьетнама. Имея чувствительную аппаратуру, американцы прослушивали шумы моторов под водой на больших расстояниях и посылали туда бомбардировщики. Вьетнамцы приняли контрмеры. Так, выпускники нашего института были подключены к ловле рыбы для Народной Армии, а выпускники аспирантуры прошли ускоренный курс обучения по использованию советских приборов ИШВ, с помощью которых они замеряли шумы от различных генераторов. Когда американские бомбардировщики прилетали в район бомбёжки, вьетнамские специалисты включали генераторы и приборы, сигналы от которых поступали американцам, и те бомбили ложные цели. Теперь мы можем назвать их имена: Фам Ван Донг и Ван Дык Бинь - аспиранты профессора Сторожева В.Н.
Сам Сторожев В.Н. был приглашён на авиационный завод в г.Куйбышев, где в научно-исследовательском институте (НИИ) разрабатывались конструкции подвесных забортных моторов. НИИ выделил Сторожеву финансирование и соответствующие приборы, которые спешно были отгружены в Астрахань. Перед Сторожевым В.Н. была поставлена только одна задача: добиться снижения структурного шума от подвесных моторов. Я как-то спросил его об успехах, на что он ответил, что не очень доволен результатами. Опираясь на его разработки и рекомендации, конструкторы подвесных моторов реализовывали устройства конструкций подвесных моторов. Были применены принудительная продувка цилиндров, охлаждение теплонагруженных элементов за счёт водоиспарительного эффекта, была осуществлена принудительная смазка.
В связи с тем, что Вьетнаму был нанесён большой продовольственный ущерб, Советский Союз через Минрыбхоз СССР обеспечил подготовку инженерно-технических работников для Вьетнама, а также высококвалифицированных специалистов через аспирантуру. Это потребовало от администрации Астрыбвтуза больших мероприятий.
С целью повышения качества учебного процесса с учётом особенностей вьетнамского контингента, все учебные мероприятия были сосредоточены на кафедре Промрыболовства, научные исследования на которой возглавлял профессор, к.т.н. В.Н. Войниканис-Мирский (на фото).
Были подготовлены и прошли стажировку преподаватели русского языка для иностранцев. Была организована кафедра русского языка, через которую проходили все иностранцы, приехавшие на обучение в институт. Выпускные экзамены на этом факультете были проведены на русском языке. Компетентная комиссия написала и выдала заключение, что конкретный учащийся может обучаться в ВУЗе (или в техникуме). Преподавателей для этих кафедр подготовили в короткие сроки на кафедре русского языка пединститута. Было обеспечено финансирование обучения (зарплата преподавателей, стипендия учащихся и другие расходы). Был решён вопрос обеспечения учебными площадями, общежитиями. Ряд помещений был приведён в соответствие с плановым обучением и национальными особенностями (например, спортзал и стадион для спортивных занятий). Были пересмотрены режим работы и меню студенческой столовой в соответствии с национальными особенностями обучающихся.
Таким образом, выполнение обещаний советского правительства по оказанию помощи Вьетнаму по продовольственной проблеме стало важнейшей задачей для руководства Рыбвтуза.
Эти задачи были выполнены на хорошем уровне. Так, областное управление обеспечило студенческую столовую дополнительными продуктами. Учитывая национальные особенности вьетнамцев, были выделены дополнительные квоты на рис и кукурузу, а также на рыбу и рыбопродукты. Что касается обеспечения вьетнамцев деликатесами, то представитель посольства сказал, что поставки лягушек производиться не будут – пусть выкручиваются сами.
Так как вьетнамские учащиеся увлекались настольным теннисом, то были приобретены 20 комплектов для этой игры, а также были сделаны переносные доски из авиационной фанеры. От увиденного у вьетнамцев заблестели глаза. Они тут же организовали показательные выступления своих спортсменов. На торжественном собрании по случаю годовщины революции во Вьетнаме был проведён показательный матч, где встретились сборные команды вьетнамских студентов и астраханских.
К этому времени у нас был сдан в эксплуатацию стадион, где они могли заниматься в любое время года и суток. Представитель посольства заверил нас, что они будут поддерживать связь с землячеством Вьетнама.