«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва».
Очень часто, к месту и не к месту мы повторяем эти пронзительные пушкинские строки. А ведь написаны они осенью 1830 года, в самый разгар эпидемии холеры, которая заперла поэта на три месяца в деревне Большое Болдино. За карантинными рогатками осталась суетная столичная жизнь, то самое «безумных лет угасшее веселье», о котором написал тогда в «Элегии» затворник поневоле. Как же надо любить Отечество и родной русский язык, чтобы создать не только тридцать гениальных стихотворений и завершить «Евгения Онегина», но и явить миру «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина»! Выходит, вынужденная «самоизоляция» пошла на пользу великому сочинителю? Недаром же этот благодатный период творчества Пушкина принято называть золотой болдинской осенью! Может быть, «моровое поветрие» и ниспослано было свыше на Русь, чтобы дать Александру Сергеевичу возможность осмыслить настоящее и заглянуть в будущее?
Волей-неволей приходят эти мысли сегодня, когда по городам и весям гуляет призрак коронавируса. Что, кроме раздражённого недоумения, непроходящей растерянности и неуверенности в завтрашнем дне вынесем мы все из нынешнего странного, затеянного с недобрым умыслом, общественного заточения? Что впереди? Неужто для каждого из нас сбудется пушкинское провидение:
«...Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море»?
Вопросы, на которые может дать ответы только время. Одно я знаю твёрдо: если мы войдём в «посткоронавирусную» эпоху без Пушкина, то будет она ещё беспросветней. Прививка Пушкиным сегодня куда важнее прививки против заразы новейшего разлива! Потому что вирус безнравственности и бездуховности не пощадит никого. Пушкин – это Россия! Он – та воистину «животворящая святыня», которая придаёт осмысленность нашему существованию на земле. Существованию Народа, старинное имя которого – Язык. Ему верой и правдой служил тот, чей день рождения приходится на шестое июня.
Увы, прийти и поклониться всем вместе его памятнику в Пушкинском сквере, как это делалось каждый год, нынче нельзя. «Социально опасно». Но настоящая, а не эфемерная социальная опасность в том, что нынешнее безвременье грозит стереть благодарную память потомков о гении русской словесности. Как противостоять этой смертоносной заразе? Открыть любую книгу Пушкина на любой странице!
Да будет память русская тверда.
Великая. Заветная. Всегда!