Недавно ко мне из республики Беларусь в гости приехали мои давние друзья, муж с женой, с которыми посчастливилось познакомиться еще в советские времена на одном из курортов Кавказа. Мы продолжали встречаться на курортах Советского Союза, заранее договариваясь о месте встречи, а также созванивались, поздравляли друг друга с нашими любимыми советскими праздниками.
Но наступили времена, когда развалился не только Союз, но и нарушились человеческие связи. Оказавшись в обществе, построенном Ельциным и его помощниками, многие из нас уже не жили, а старались выжить в этом, по сути бандитском, государстве. Моим друзьям, я считаю, повезло больше, ибо они остались жить в социалистическом обществе, где человек человеку - друг, товарищ и брат.
Мы долгое время не общались. И однажды вновь нашли друг друга на сайтах Интернета. Обрадовавшись, они напросились на встречу и приехали ко мне в гости, так как никогда не были в Астрахани и хотели ознакомиться с древним российским городом. Я тоже был очень рад и по их приезду попытался как можно больше показать им достопримечательности Астраханского края. Конечно же, их потряс наш Кремль и удивили десятки мостов через вырытые каналы, делящие город на островки.
В один из дней я решил показать им памятники великим людям, установленные в городе. Побывали мы на Ленинской площади, возложили букетик цветов Ульянову, деду Владимира Ильича Ленина, поклонились Сергею Мироновичу Кирову. Мне легко и приятно было поведать моим друзьям об этих людях и их исторической связи с нашим краем. Не обошли мы и памятники, которые были установлены в последние годы. Стоя у памятника Омару Хайяму, персидскому астроному, математику, поэту и философу, вспоминая его прекрасные четверостишья, мои друзья задали вполне закономерный вопрос: «Какое отношение он или его творчество имеют к Астрахани?» Увы, ответить на этот вопрос я им не смог. То же самое случилось и перед памятниками Габдулле Тукаю, татарскому поэту, Курмангазы Сагырбаеву, казахскому композитору, домбристу, Гейдару Алиеву, первому президенту Азербайджана. Все эти люди, конечно же, оставили после себя достойную память. Но мало ли на земле достойных? Нужно какое-то объяснение почести астраханцев именно этим личностям. Объяснить этого я так и не смог.
Время у нас еще было, и мои друзья попросили меня познакомить с историческими местами, посвященными Алексею Максимовичу Горькому. Они, как подобает культурным людям, хорошо были осведомлены о том, что судьба и творчество великого писателя была тесно связана с Нижней Волгой, Астраханью, Каспием. Я напряг свою память и смог вспомнить лишь парк, названный именем Горького, что был раскинут на набережной Волги. Мы поехали к этому месту и к всеобщему стыду - увидели уничтоженную память о великом писателе.
Да, в Астрахани имеется немало переулков, улиц, названных в честь выдающихся писателей, поэтов России. Гости города могут увидеть многочисленные памятники и мемориальные доски, посвященные творцам отечественной литературы, героям революции и Великой Отечественной войны, посетить исторические и краеведческие музеи, где собраны материалы, касающиеся жизни и деятельности героев- астраханцев. Но практически вычеркнута страница, посвященная трибуну революции Алексею Максимовичу Горькому. А ведь его жизнь, его судьба, его творчество уходят своими корнями в наш Астраханский край.
А.М. Горький в автобиографических повестях рассказывает о своем тяжелом детстве, проведенном в семье деда Василия Васильевича Каширина, упоминает писатель и о прадеде Василии Даниловиче. В связи с этим интересен один документ Астраханского губернского правления от 5 апреля 1804 года. Полицейскою командою в числе других «беспаспортных» был задержан Василий Данилович Каширин. На допросе он показал, что с годовым паспортом, полученным в Балахне, отлучился «прямо в Астрахань», нанялся на рыбные ловли в артели Нижегородского крестьянина Трофима Васильева, жил у него два с лишним года, был потом на поденных работах у разных людей, «напоследок за неимением письменного вида взят под караул».
Да и в рассказе деда Василия Васильевича есть точные места, до которых ходил он в бурлацкой лямке: «Да так-то я трижды Волгу-мать вымерял от Симбирска до Рыбинска, от Саратова досюдова, да от Астрахани до Макарьева, до ярмарки, - в этом многие тысячи верст!..»
А вот, что пишет Алексей Максимович Горький о своем отце Максиме Савиче Пешкове: «Очевидно, у него были способности и он был грамотен, ибо уже двадцати двух лет пароходство Колчина назначило его управляющим своей конторы в Астрахань...». Интересную подробность, связанную с переездом в Астрахань, можно найти в рассказе бабушки писателя: «... скоро вышло ему (отцу писателя) ехать в Астрахань; ждали туда летом царя, а отцу было поручено триумфальные ворота строить...». Так что есть все основания считать причастным Максима Савича к строительству той знаменитой арки, которая была построена в честь ожидаемого приезда в Астрахань императора Александра II.
Алеше Пешкову было в то время три года. Вскоре он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, но сам заразился и умер. В метрической книге Казанской церкви города Астрахани за 1871 год имелась запись о смерти Максима Саввича Пешкова:
«Месяц и день смерти - июль 29, месяц и день погребения - июль 30.
Звание, имя, отчество и фамилия умершего - пермский мещанин Максим Савич Пешков.
Лета умершего - 31. От чего умер - от холеры»
Дни, проведенные в Астрахани трехлетним Алешей, относятся к первым детским впечатлениям Горького - он помнит, как хоронили на астраханском кладбище отца, умершего от холеры. Летом 1884 года Алеша Пешков служил поваренком на пароходе, ходившем до Астрахани. А в 1888 году двадцатилетним юношей работал на лову. Нижняя Волга, Астрахань, Каспий оставили в памяти писателя неизгладимые впечатления. Свидетельство этого художественные произведения - от «Мальвы» и других рассказов до эпопеи «Жизнь Клима Самгина».
Горький первый ввел в литературу тему жизни каспийских рыбаков. Вспомним, как правдиво, реалистично он описывает в «Мальве» условия труда и быта промысловых рабочих: «Пустынный берег, бугры песка и лишь кое-где жалкие кусты ветел, бараки - длинные, грязные сараи, всюду блестит рыбья чешуя, пахнет гнилой рыбой. Рабочие промысла - оборванные, лохматые, босые, говорят они хриплыми голосами, бабы - некрасивые, грязные, визгливо ругаются. Пьяный рабочий возится на песке, пытаясь встать на ноги...»
Не обходит он в своих произведениях и природу Астраханского края. В рассказе «Весельчак» он пишет: «Жарко - точно в бане, чайки, разморенные зноем, похожи на куриц; они бродят по отмели, раскрыв клювы, лениво распустив кривые крылья, и лишь изредка хрипло вскрикивают, задыхаясь. Едва слышно шумит и плещется вода, облизывая отмель низенькими, в четверть аршина, волнишками».
А.М. Горький неоднократно бывал проездом в городе Астрахани. Но для такого наблюдательного, умеющего видеть и слышать, художника эти поездки оставили след и послужили материалом для страниц его художественных произведений. А наблюдений было достаточно. Астрахань становилась все более значительным торговым городом, ареной деятельности крупного капитала, здесь жили десятки видных дельцов-рыбопромышленников. Особенно запомнилась писателю колоритная фигура Беззубикова, на промысле которого еще в 1888 году работал Горький. С именем Беззубикова связана история так называемых «рыбных кладбищ», хорошо характеризующая хищническое «хозяйствование» капиталистов на Каспии, безудержно истребляющих его богатства. Беззубиков же слыл самым жестоким эксплуататором из всех астраханских рыбопромышленников. Впоследствии в своих произведениях Горький неоднократно отражал личность Беззубикова в образе своих героев. Так, например, приказчик промысла Матюша Романов, действующее лицо в рассказе «Мальва», такой же хищник.
Не обходит писатель стороной Астрахань и на страницах «Жизни Клима Самгина». Вот он как описал город из своих детских и юношеских воспоминаний:
«А город, окутанный знойным туманом и густейшими запахами соленой рыбы, недубленых кож, нефти, стоял на грязном песке; всюду, по набережной и в пыли на улицах, сверкала, как слюда, рыбья чешуя, всюду медленно шагали распаренные восточные люди, в тюбетейках, чалмах, халатах; их было так много, что город казался не русским, а церкви - лишними в нем. В тени серых, невысоких стен кремля сидели и лежали калмыки, татары, персы, вооруженные лопатами, ломами...».
Ценили и использовали творчество великого писателя и астраханцы, жившие в то время.
В ноябре 1893 года в газете «Астраханский листок» был опубликован рассказ «Старый цыган» («Макар Чудра»). В примечании от редакции говорится: «Рассказ начинающего писателя М. Горького».
В 1901 году в Астрахани революционерами в подпольной организации напечатан и полный текст «Весенних мелодий». В типографии, которая находилась в слободе Николаевской Астраханской губернии, отпечатана статья «О писателе, который зазнался», в которой Алексей Максимович заклеймил «общество», «публику» - либеральную интеллигенцию, дух мещанской сытости и равнодушия к общественной борьбе. «Бедна страна моя людьми смелыми - а уж вновь наступает время, когда ей нужны герои!». 18 января 1902 года «Прикаспийская газета», выпускаемая в Астрахани, поместила очерк «К биографии Горького», в которой описала жизнь молодого Пешкова после пребывания в 1888 году на Каспии. А в августе того же года сообщила о новой пьесе Горького «На дне» с разбором ее содержания. После кровавых событий в Петербурге ими же напечатана и распространена листовка, написанная Горьким: «К офицерам русского войска, не принявшим участия в бойне 9 января 1905 года». Криминалом для жандармерии являлись даже легально изданные произведения Горького. Их можно встретить в описи книг, брошюр, прокламаций, хранившихся в библиотеке Астраханского жандармского управления и, вероятно, изъятых при обысках: поэма «Человек», рассказ «Проходимец».
Не обошли творчество Алексея Максимовича и астраханские театралы. В летний сезон 1902 года труппа артистов Н.И. Собольщикова-Самарина поставила драматические сцены «Фома Гордеев». Затем были поставлены спектакли по пьесе «Мещане», «На дне» (1903 г.), «Дачники» (1904 г.), «Дети солнца» (1905 г.), «Варвары» (1906 г.).
Надо сказать, драматургия Горького играла большую роль в идейной жизни Астрахани, особенно в период назревания революционных событий, а также и в пору самой революции 1905-1907 гг.
Не меньшую роль Горький играл и в жизни советской Астрахани. В разнообразной культурно -просветительной деятельности первых лет Советской власти постоянно использовалось творчество зачинателя пролетарского искусства А.М. Горького. Особенно это проявилось в театральной жизни города. Пьесы Горького занимали тогда видное место в репертуаре театра. Яркой страницей в театральной истории произведений Алексея Максимовича является постановка в Астрахани его пьесы «Враги» (1918 г.) 15 октября 1919 году в Зимнем театре состоялся митинг - спектакль по произведениям писателя революционера - трибуна, который был посвящен первому выпуску красных командиров. В театр пришел новый зритель - народ трудовой, рабочие, крестьяне и красноармейцы. Об этом говорит тот факт, что в селе Красный Яр открыт Дом Народа, где одним из первых спектаклей была пьеса Горького «Дети солнца».
Одна из последних поездок писателя уже с мировым именем в Астрахань состоялась в конце августа 1929 года. Он приплыл на теплоходе «Карл Либкнехт». На пристани №5 его еще с вечера ждали рабочие, делегаты Селенской районной парторганизации, учащаяся молодежь. Вот как вспоминает эту встречу Иван Егоров, волгоградский журналист:
«... берег провозгласил громкое всесокрушающее ура.
- Ур-ра Горькому! Привет Алексею Максимовичу! Ур-ра!
По палубе парохода затопали сотни ног...
И вот толпа уже у дверей горьковской каюты.
- Ура Алексею Максимовичу!..
Полуодетый Горький выглянул из каюты...
Несмотря на нездоровье..., Горький ... вышел на капитанский мостик поприветствовать встречающих...»
- Товарищи! Я волнуюсь, мне трудно говорить.
Я ...восхищен всем виденным. Вот здесь, на пароходе, я встретил 20-летнего мальчика - вашего из Астрахани - он поразил меня своими стихами... Сколько еще таких самородков в гуще массы... Позвольте Вас поздравить с теми огромными достижениями, с теми громадными успехами, которые вы имеете...»
Как видим, вся история Астрахани пронизана духом великого писателя. И стыдно сознавать, что его имени не встретишь среди тех достопримечательностей, что предлагают нам сегодняшние власти. В списке памятников и скульптур есть: «Вобла-кормилица», «Семья», «Петр Великий», «Чистильщик обуви», «Курмангазы», «Иванушка и Конек-горбунок», «Золотая рыбка», «Дама с собачкой», «Ослик», «Свадебный вальс» и, позор, ни слова об Алексее Максимовиче Горьком, писателе с мировым именем, чьи произведения переведены на десятки языков, чьи пьесы ставятся на сценах многих стран мира. А мы, астраханцы, кому надо бы гордиться, что вырос этот талант на берегу Нижней Волги, Каспия, напрочь забыли, стерли из памяти имя поистине великого человека.
16 марта ему исполняется 149 лет, в следующем году все прогрессивное человечество будет отмечать 150-летие со дня рождения писателя. Чем встретим эту дату мы, астраханцы?
Я прекрасно понимаю, что обращаться к нашим сегодняшним властям с этим вопросом смысла нет. У них теперь другие кумиры, они с удовольствием ставят памятники Колчаку, памятные доски Маннергейму. Поэтому вряд ли у них возникнет желание выделить денег на строительство памятника певцу и трибуну революции. Но неужели мы обойдем эту несправедливость стороной?
Я предлагаю областной партийной организации возглавить этот процесс. Создать штаб для подготовки к празднованию 150-летия Алексея Максимовича Горького. Наметить мероприятия, в которые необходимо включить и воссоздание парка имени Горького и подготовку спектаклей по пьесам великого писателя на театральных сценах города, и открытие на страницах местных газет рубрики, посвященной его 150-летию, где отражать все моменты, связанные с пребыванием Горького в Астрахани, и организации уголка в историческом музее города, посвященного Алеше Пешкову и его предкам, которые тоже имеют отношение к нашему краю.
Все это позволит не только восстановить несправедливость к забытой нами истории Астраханского края, но и сплотить коммунистов, патриотически настроенных жителей области на борьбу за те идеалы, к которым призывал Алексей Максимович Горький в своих произведениях.
Примечание: материалы, изложенные мной в отношении А.М. Горького, взяты из книги Николая Сергеевича Травушкина «Горький у Каспия», изданной в 1964 году.