Одна из самых значимых фигур прошлой эпохи – это, несомненно, фигура вождя всех народов Иосифа Виссарионовича Сталина. Многие задавались вопросом: как можно было за кратчайшее время, приняв огромную страну, разрушенную после первой мировой и гражданской войн, построить промышленность, сельское хозяйство, создать инфраструктуру, ликвидировать неграмотность, изменить сознание народа и вывести свою страну на лидирующие позиции в мире.
И это при сопротивлении практически всех стран мира, при сопротивлении царской семьи, вывезшей капиталы на Запад, при сопротивлении внутренних врагов. Да, не секрет, что у нашей страны было много врагов, непримиримых и стойких, но у страны было и много друзей настоящих. Наша страна показывала всем в мире другой способ жизни, когда можно трудиться на свою страну, на свой народ. Простой человек стал чувствовать, что он делает что-то полезное для себя, своих детей, родных, для всего народа. И это чудесным образом раскрепостило душу народа, появились силы для совершения гигантских дел. Люди жили ради работы, утром летели на работу с желанием творить. И становились героями, стахановцами, гордились этим. Впервые имя рабочего человека так высоко вознеслось.
Столетия в стране прославлялись только дворяне, вельможи, военачальники, а простой народ считался быдлом, скотиной, неспособной на что-то порядочное, неспособной что-то придумать, внедрить, улучшить жизнь. Веками считалось, что он только исполнитель, рабски покорный во всем, что бы ни делали с ним или с его родными: пороли плетьми его самого за малейшую провинность, насиловали малолетнюю дочь, к медведям выкидывали жену с детьми. А он всё молчал и сопел, негласно соглашаясь и страшась наказания.
Забитым, испуганным, униженным оставался русский народ на протяжении всего периода существования крепостного права. Изнеженное и пропитое дворянство было паразитирующей прослойкой и не могло служить, особенно с приходом капитализма, фундаментом дома, основой благополучия царской семьи. Единственно, где мог отличиться простой крестьянин, - это в военной службе. Но и там командирские места возглавляли иностранцы. Своим цари не доверяли.
После темных беспросветных лет взошла заря революции.
И вдруг, пелена с глаз спала, открылись новые возможности, наступила воля. Воздух свободы опьянял людей. Они своим желанием работать, создавать новое, нужное, горы переворачивали. Такой потенциал народа был вскрыт! Он лежал подспудно во время всего царского правления. И приход простых людей в командование войсками спасло нашу страну. Они встали насмерть с первых дней Великой Отечественной войны и вели за собой солдат. А были бы «пришлые», то продали бы страну за пятаки.
Большую роль в воспитании людей играла жизненная позиция Сталина. Он был перед глазами всего народа. Хотелось вспомнить об одной стороне характера вождя как бескорыстие, нетребовательность к жизненным благам, аскетизм. А мог ли Сталин себе позволить построить замки за границей, перевести в Швейцарский банк пару миллионов долларов или золотыми слитками? Мог. Ещё как мог. Но он был не из того теста. Ему даже в голову такие мысли не могли прийти.
Он на самом деле думал не о себе и своей семье, а всегда думал только о народе. Это доказывает вся его жизнь. Со всего мира люди, узнавшие о такой стране, как Россия, где так вольно дышит трудящийся человек, присылали телеграммы. Желая всем людям этой страны добра и успехов в строительстве нового общества, они хотели не только выразить слова поддержки, но и поделиться самым дорогим. А проще всего это было сделать, отправив посылку, бандероль с ценным подарком на имя вождя. Да и почта в то время работала, не воруя из отправленного что-то ценное. И самое главное - эти ценности действительно доходили до Сталина и оседали в его сейфе. Прислуга тоже не воровала, потому что знали, что Сталин не себе их возьмет, а пустит на пользу народу. И поэтому на госдаче Сталина был большой сейф, в который складывались эти ценности. Да и деньги тоже.
И вот, возникала проблема, куда все это девать?
Вождь в разговоре сказал своему коменданту:
- Организуйте комиссию и по мере заполнения шкафа всё это передавайте в Госхран.
Слово вождя - закон, тем более, эти богатства формально принадлежали ему, их подарили простые люди именно ему.
Так вот, я в 1979 году познакомился с человеком, который лично знал И.В. Сталина, так как участвовал в оценке ценностей. Его словам можно безоговорочно верить, он был кристально честным человеком. Расскажу несколько слов про него.
Юрист треста «Астраханспецстрой» Ефанов Николай Алексеевич был замечательным человеком. Он был фронтовик, орденоносец, человек жесткий в решениях, и иногда думалось, что многих он в свое время послал на расстрел как прокурор. После победы он оставался комендантом какого-то маленького городка в Германии. В 1948 году его отозвали в Генеральную прокуратуру СССР в Москву. Наряду с выполнением своих обязанностей на него также возложили участие в комиссии, которая работала один раз в конце каждого месяца. В состав комиссии были включены представители Госбанка, Госхрана, Генпрокуратуры, а также представителя службы охраны Кремля.
Николай Алексеевич рассказывал, как был удивлен, когда первый раз посетил дачу Сталина. Огромный металлический сейф, скорее всего, шкаф был набит вещами: подарками, драгоценностями, именным оружием, одеждой, деньгами, старинными книгами, картинами, раритетами, присланными И.В. Сталину со всего мира. Вождь даже не интересовался подарками, ни разу не подошёл и не рассматривал, не интересовался содержимым шкафа. Осмотр, составление описи содержимого занимало почти целый день, а после всё это грузилось в мешочки, мягкие контейнеры и машиной отправлялось в Госхран, в присутствии членов комиссии. Почти полтора года наш прокурор участвовал в работе комиссии, пока не получил назначение в Астрахань.
Николай Алексеевич переехал из Москвы в Астрахань и здесь женился. Жил он в угловом доме в жилгородке, на третьем этаже, и долго проработал в тресте. Настолько было к нему огромное уважение, что когда он даже дремал, то руководство на это смотрело благосклонно. Прожил он, если память мне не изменяет, около 90 лет.
С возрастом у людей формируется философское отношение к действительности. Так и он мне рассказывал про свидание в молодости, когда он не мог дождаться вечера, когда должен был увидеться с любимой. Он говорил, что день тянулся как год. И как изменилось, убыстрилось время у него между 30 и 40 годами. Один год протекал как месяц. А как время сжалось, когда ему стало от 50 и до 60 лет! Как один день месяц протекал. В общем, он утверждал, что чем больше стареешь, тем быстрее протекает время. И в этом он был прав.
Похоронили мы его на третьем участке Рождественского кладбища при большом скоплении народа, поставили на могиле памятник с красной звездой. Может быть, родственники ходят к нему, но, кажется, у него никого в Астрахани не осталось.