Уже почти тридцать лет реставраторы капитализма в СССР твердят, что советская власть никогда не обращала внимания на проблемы окружающей среды, что колоссальный подъём экономики в годы первых пятилеток и в последующем происходил за счёт хищнического истребления природных богатств нашей страны.
А правда совсем в обратном: именно советская власть впервые в мире охрану окружающей среды сделала общегосударственной заботой. Ярким примером этого является наша область.
Читаем прессу второй половины XIX – начала XX веков:
- Пески наступают. Они нас погребут.
- Песок идёт лавиной. Станицу Дурновскую необходимо переносить в третий раз.
- Пески останавливают поезда, идущие в Астрахань. В одних местах они затопили полотно железной дороги, в других выдули насыпь, и рельсы со шпалами повисли в воздухе.
- Ой, вы, злые астраханские пески, бездорожные, без края, без конца, - пели красноармейцы 11-ой армии.
И уже в первые, самые трудные для советской власти годы принимаются декреты об охране лесов, о создании заповедников. Первым из них стал Астраханский.
1918 год. Всего несколько месяцев назад победила народная власть в Астрахани. Смять её стремятся и притаившиеся в городе контрреволюционеры, и рвущиеся к объединению в нашем крае деникинцы, колчаковцы, английские интервенты.
На втором губернском съезде Советов принимаются важнейшие документы по военным и политическим вопросам. Среди них – резолюция о борьбе с наступлением песков.
Так начиналась беспрецедентная по масштабам борьбы с пустыней Астраханского края. В неё включились все от мала до велика. Очень ярко об этом написал А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница»:
«Крестьяне смотрели на школу равнодушно… Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески… И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом … обучение превращать пустыню в живую землю…
С большим трудом удалось… убедить крестьян устраивать добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью…
Хошутова было не узнать… Шелюговые посадки защитили Хошутово со стороны ветров пустыни».
Рассказ – произведение художественное, присутствует здесь и вымысел. Но у героев рассказа есть реальные прототипы и верно отражены ведущие черты характера советских людей: верность долгу, творческое отношение к делу, умение находить нестандартные решения и достигать поставленной цели во что бы то ни стало.
Поблагодарив Марию Никифоровну за преобразования в Хошутове, начальство направляет её в село, которое страдает от наступления песков больше Хошутова. К тому же оно населено вчерашними кочевниками, которых надо обучить культуре земледелия, приобщить к образованию.
«Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне, считая шелюговое деревцо лучшим для себя памятником?..
- Ладно. Я согласна… Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой… Приеду не по песку, а по лесной дороге…»
Возможно, прототипами героев этого рассказа являются те, кто вёл научно-исследовательскую работу на хошеутовских песках, кто на субботниках и воскресниках пустынными травами засевал барханы, высаживал саженцы специально выведенных пород деревьев, способных переносить и засуху, и морозы, и засоленность почвы.
До сих пор стоят раскидистые деревья на станциях Досанг, Дельта, посаженные железнодорожниками на субботниках в 20-е годы XX века.
«Не поднимай на лес руку – он будет служить сыну и внуку».
Это немудрящее двустишие сочинила лесотехник Светлана Золотоверхова, специалист, который не только по долгу службы, но и по велению сердца печётся о каждом деревце в нашем суровом краю.
К 60-м годам 20-го века вдоль всех дорог Астраханской области встали лесные полосы. Только вдоль полотна железной дороги – 20 тысяч га. Проведены мероприятия по закреплению песков на площади 20 миллионов га. Эта площадь используется как дополнительные пастбища.
Вопреки буржуазной науке о невозможности выращивания древесной растительности при годовых атмосферных осадках 200 мм, советские учёные, подвижники – лесоводы вместе с тысячами помощников доказали, что это не так. Шумят на астраханских песках вязы, акации, клёны, даже дубы.
Деревья встают
На погибель пескам.
Не зря человек
Этот край отыскал.
Н. Поливин
Советские люди победили пустыню. Их опыт взят на вооружение в США, Китае, многих других странах. Особенно успешно использовался в пустынной Ливии до прихода туда западных «благодетелей».
Заливные луга Аксарая с разбегу упираются в стену высоких барханов. Гребни их укреплены травами, но за ними начинаются летучие пески, сдерживаемые этой грядой зарощенных барханов, кулисными насаждениями кустарников и посевами песчаного овса.
Если снять эти ограждения, возродятся летучие пески.
Пустыня стоит у порога. Будьте бдительны. Умножайте районы закреплённых песков – призыв ко всем здравомыслящим астраханцам.
Но здравомыслие не присуще «эффективным менеджерам». Сиюминутная прибыль – бог. Работы по борьбе с опустыниванием сведены почти к нулю, на «голодном пайке» лесничества, лесопосадки зарастают бурьяном, местами хищнически вырубаются, нефтебароны залезли со своими вышками даже в заповедник, поставив на колени рыбохозяйственную науку, среди чиновников от экологии (а их не счесть) процветает коррупция.
И всё чаще звучит в нашей области: «Разбуженные пески».
На что надеетесь, господа? Полагаете, что средств, награбленных у народа и родной природы, вам хватит, чтобы «укрыться в благословенных уголках?» А быдло пусть задыхается в песках, в смраде от свалок, в голоде и холоде.
Но в тех «уголках», на которые вы надеетесь, своих хищников хватает.
Не образумитесь, участь у вас и «быдла» будет одна - мучительная гибель в борьбе за воду, воздух, пропитание.