Америка бурлит, увлекая за собой пограничную Мексику и отдельные страны Западного и даже бывшего Восточного мира. В США и раньше, особенно в 1968 году, были акты гражданского неповиновения. Но в этот раз все как-то запутаннее, сюрреалистичнее и абсурднее. Американская элита, впервые раскололась в таких обстоятельствах, а полиция и национальная гвардия порой не скрывают своего сочувствия демонстрантам. Афроамериканцы заставляют в массовом порядке вставать перед ними на колени белых и целовать им ботинки, рецидивиста хоронят в золотом гробу, при этом мэр города публично рыдает навзрыд, обнявши этот гроб, хотя никогда не был даже знаком с погибшим. Здравый смысл просто отдыхает. Кто бы мог сказать месяц назад, что это возможно в самой мощной стране Западного мира?
Детонатором всех этих кровавых беспорядков, конечно, стала смерть афроамериканца от рук, а точнее - от ног белого американского полицейского. Черный мир Америки взорвался. Хотя такое явление для Америки обыденно, но в этот раз в одном месте и в одно время сошлись ряд неразрешенных проблем американского общества, которые стоило только немного подпалить, как они рванули так, что мало не показалось никому. Это экономические и моральные последствия карантина от вирусной инфекции, резкое увеличение безработицы и снижение доходов целых слоев населения, предвыборная истерия, подковёрная и открытая борьба двух американских партий - всё это сильно повлияло на происходящие события. Американское общество, конечно, скоро успокоится, или его успокоят, демонстранты разойдутся по домам, а группировки чернокожих после погромов и грабежа вновь возвратятся к своей не самой духовной и интеллектуальной жизни. Но это будет только передышка. Новый хаос, новые погромы, новые пожары впереди так же неизбежны, как неизбежны очередные экономические кризисы капиталистического мира. Это совершенно объективный закон американской цивилизации. Постараемся в меру нашей возможности разобраться в этом процессе.
Когда еще не существовало американского государства, а английские колонисты только начинали осваивать восточные берега американского континента в 1619 году на эти земли европейцами были впервые завезены африканские невольники. С этого года считается, что в Северной Америке началось рабство. Конечно, и до этого времени «предприимчивые и просвещенные» европейцы захватывали в рабство представителей коренного населения, т.е. индейцев. Но жизнь показала, что жителей Африки эксплуатировать гораздо выгоднее с экономической точки зрения, да и в отличие от индейцев бежать привезенным рабам некуда, до Африки не доплывешь. И начали голландцы, англичане, испанцы, все кому не лень, из года в год отлавливать жителей Африки и перевозить их на американские континенты. В дороге многие рабы гибли, но всё равно торговать ими было чрезвычайно выгодно, прибыль достигала до 2000%, а за такие деньги порядочным христианам и дьяволу душу можно было продать. Со временем подвоз чернокожих хоть и уменьшался, зато своих рабов нарождалось много, ибо ребенок рабов становился и сам рабом. Ко времени отмены рабства в США черных рабов было почти 4 миллиона человек, что составляло 83% от черного населения и около 13% от всего населения страны.
Первоначально рабы в основном использовались на табачных и сельскохозяйственных плантациях. С началом XIX века в мире стал стремительно расти спрос на хлопок. И если в 1791 г. США давали всего 0,4% мировой продукции хлопка, то в 1831 г. их доля выросла до 49,6%. В дальнейшем доля США в мировом производстве хлопка постоянно увеличивалась, составив в
1840 г. - 62,6%, а в 1850 г. уже 67,8%. Совершенно исключительное место хлопок занимал и во внешней торговле Соединенных Штатов, составляя приблизительно половину стоимости всего американского экспорта. Никак нельзя не учитывать производство на плантациях США риса и сахара. Их владельцы были самыми богатыми людьми не только США, но и мира. Эти плантации являлись наиболее капиталоемкими, прибыльными, с высокой концентрацией богатства. В рисовых графствах у 5% самых крупных плантаторов сосредоточивалось 42,2% всех рабов, в сахарных районах— 40,3%, а у табачных — 27,2%. Но для нас не так уж важны эти проценты. Нам важен вывод из них, а он гласит, что значительная доля экономического процветания Соединенных Штатов до Гражданской войны зиждилась на эксплуатации рабского труда, т.е. на бесчеловечном отношении к черному населению, которое не имело никаких прав и рассматривалось только как рабочая скотина. После постепенной отмены рабства на территории Штатов в 1865 году афроамериканцам жить стало ненамного легче. Хоть рабство и закончилось, но началась официальная сегрегация. Её первые признаки — раздельные школы (для белых и темнокожих), отдельный общественный транспорт, запреты на совместное размещение в отелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и чёрных, разделение в области услуг, наличие цельных афроамериканских воинских подразделений, запрет на смешанные браки и тому подобно. Некоторое из перечисленного просуществовало вплоть до 1970-х гг.
250 лет изуверской эксплуатации, затем еще 100 лет постоянного унижения, - всё это на генном уровне осталось в памяти черного населения США. А что сегодня? Может, кто-то взял на себя вину за то, что невольники-афроамериканцы в рабских условиях поднимали экономику страны, затем их призирали за цвет кожи, а сегодня они не имеют равных экономических и образовательных возможностей, которые есть у белого населения? Извинились тогда, когда в Белом Доме должен был разместиться новый чернокожий президент. В принятой 18 июня 2009 года Сенатом резолюции говорится о признании «несправедливости, жестокости, кровожадности и бесчеловечности рабства». Также Сенат осудил законы о расовой сегрегации, действовавшие в США в 1890-1964 годах. От имени народа США Сенат принес извинения перед афроамериканцами за «правонарушения, направленные против них и их предков». При этом каких-либо денежных компенсаций потомкам рабов документ не предусматривает. Вот и всё. Белое население Америки посчитало, что этого более чем достаточно. Что чернокожие граждане США будут благодарить своих благодетелей за такое снисхождение. Нет, господа, эти извинения - ничто в сравнении с тем, что ваши предки совершали с предками чернокожих американцев. Боюсь, что за эти преступления расплатиться пока никак не получится.
Резонно спросить, ведь в России до 1861 года существовало крепостное право, со всей его дикостью и жестокостью. А кто будет извиняться за него? Никто этого делать и не собирался. Даже будучи уже выброшенными из России, аристократы всё прикидывали, что когда они возвратятся домой, то сразу начнут вешать восставших или сначала их выпорют, а потом уж повесят. Но русскому народу извинения были совершенно не нужны, и в 1917 году один угнетенный класс так воздал по долгам другому господскому классу, что последний просто перестал существовать. А окраины страны во времена СССР получили свои школы, университеты, академии наук и такое медицинское и социальное обслуживание, что передовые страны мира завидовали. Благодаря этому у нас нет расовых проблем, в Россию ради прибыли не завозили чужие народы. А если мы и присоединяли новые территории, то по воле самих же соседних народов или по крайней оборонной необходимости, и новые народы в нашей стране жили по тем же правилам, а порой и вольготнее, чем коренной народ.
Выдающийся английский историк и социолог Арнольд Тойнби в своем труде «Постижение истории» отмечал, что завоевание со временем всегда перейдет в контрзавоевание. Вот, Америка и Европа получают сейчас этот свой «контр». Население бывших колоний хлынуло в метрополии, устраивая манифестации и погромы, а заодно пытается снести памятники Леопольду II - бельгийскому королю-рабовладельцу, устроившему настоящий геноцид в Конго. Потомки бывших рабов в душе ненавидят потомков бывших рабовладельцев, а последние всё больше развивают в себе синдром греха за своих предков расистов. И с этим ничего поделать уже нельзя. Я уверен, что когда банды чёрной молодежи громят американские магазины (а последние в основном принадлежат белым), то в душах этих людей даже на подсознательном уровне существует понятие легитимности своих действий, которое продиктовано глобальной несправедливостью по отношению к ним и по отношению к их предкам. И что бы сейчас ни предприняло белое большинство - политкорректность в названиях и поступках, желание забыть постыдное прошлое рабовладение и сегрегацию, - окончательного решения этого вопроса никогда не будет. В этом я абсолютно уверен. Уместен вопрос: неужели из этого положения нет выхода? Конечно, есть. Нельзя допустить, чтобы целый слой чернокожего населения постоянно жил на государственные подачки и в результате неуклонно деградировал без постоянной работы. Для исправления этого, как минимум, необходимо поголовно посадить сначала за школьные парты, а затем в университетские аудитории афроамериканскую молодежь и без устали поднимать её образовательный и культурный уровень. А возможно ли это вообще сделать? В США вряд ли. Обожравшиеся и влюбленные в себя Соединенные Штаты сегодня - это не Советский Союз 20-х-30-х годов, где был тотальный дефицит на всё, кроме патриотизма и образования. И то, как большевики смогли поднять просвещение и образование в разоренной стране, думаю, совсем недостижимо свершить никому в самой богатой стране мира. Этот рок будет висеть над США до скончания веков.
И ещё я вижу один важный аспект, возможно, самый важный. Прадедушки и прабабушки сегодняшнего белого населения США в стремлении хорошо жить за счёт чёрных и не подозревали, какой «подарочек» они оставляют своим потомкам. Привезённые из Африки люди обладали совершенно иным культурным архетипом, чем приехавшие из Европы белые. Этот культурный архетип, как у европейцев, так и у африканцев, формировался тысячелетиями и, конечно, даже за несколько сот лет совместного проживания он не мог стать очень схожим. Несмотря на то, что оба архетипа местами успешно дополняли друг друга и оказывали благотворное влияние на развитие культуры, менталитет белых и черных остался разным. Проще говоря, вряд ли эти люди, в конце концов, до конца поймут друг друга. И это явление не только свойственно Америки, вспомните известную фразу: «Что хорошо для русского, для немца – смерть». Посмотрите на Западную Европу. Да всё те же проблемы. Такие страны, как Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды накачали в своё время национальные мешки золотом благодаря эксплуатации населения своих колоний. Сейчас многие представители этих колоний, т.е. по Тойнби - «контр», живут в этих странах как люмпены и стараются диктовать коренному населению свои правила. Их активная агрессивность от бедности и вновь от чувства полной легитимности своих требований - как погашение долгов за колониальное прошлое. В культурном отношении мусульманские кварталы Парижа никогда не примут чисто европейские условия жизни, да, пожалуй, их уже и не существует. И с этим процессом также сделать ничего нельзя, он будет только нарастать с уменьшением численности белого и увеличением черного и цветного населения.
Когда мои соотечественники с завистью говорят: «…а вот там у них!», имея, конечно, в виду передовые страны Запада, мне всегда вспоминается случай в вагоне парижского метро. Молодой араб с костылём просил милостыню, и когда миловидная белая старушка дала ему недостаточно много денег, по его определению, горсть её монет с громкими оскорблениями полетела в лицо старушки. Я был с маленькой дочкой и не стал вмешиваться. Люди в вагоне никак на всё это не отреагировали. В своё время я был горячим поклонником истории и культуры Западного мира. Увидев этот мир воочию, мне хочется предостеречь особенно рьяных почитателей западной демократии и образа жизни. Не обольщайтесь, мало что осталось от этих слов, всё это больше похоже на мыльный пузырь. Великая культура западного гуманизма осталась лишь на страницах произведений Эразма Роттердамского и романов Александра Дюма. Образ жизни там заключается в подчинении принципам тупого общества потребления. А вместе с этим приходит вечная проблема - как заработать больше денег. Но эту проблему решить ещё как-то можно, а вот как побороть в себе комплекс вины перед чернокожим населением, не знает никто. И если Вы -белый человек и не хотите получить в лицо горсть своих же монет, оставайтесь жить лучше в России.