Заметка о проблемах астраханского региона
Стартовала осенняя путина
11 сентября в нашей области стартовала осенняя путина. Ни поздравлений и пожеланий удачи от высоких чиновников, ни торжественных проводов на первый лов не случилось.
Ловцы теперь далеко не самое уважаемое сословие в нашем крае. Уловы с каждым годом падают. Специалисты КаспНИРХа информируют:
- Самый благоприятный прогноз по промыслу – прогноз по лещу. На него самый высокий ОДУ (общедоступный улов – 11 800 тонн), но и по нему запасы из года в год сокращаются. Запас полупроходных видов рыб в прошлом году – 252 тысячи тонн. Сумма общедоступного улова 55 тысяч тонн. В 2023 году основу пополнения промысловой популяции будут составлять трёхлетки малоурожайного 2020 года. Низкая урожайность – прямое следствие нерационального управления водным режимом Волги в нерестовый период.
Из года в год и учёные, и рыбаки (промысловые и любители), и просто неравнодушные граждане требуют: во имя сохранения уникального биоразнообразия дельты Волги и Северного Каспия обеспечьте нормальные сельско- и рыбохозяйственные полки в паводок. Увы, власть не слышит.
Промрыбаков становится всё меньше. А вот любителей! По данным КаспНИРХа, в 2021 году их было приблизительно 3 миллиона 300 тысяч человек (больше, чем по 3 человека на каждого астраханца), и выловили они 15 тысяч тонн полупроходных и речных рыб. В 2019 году соответственно – 1 миллион 900 тысяч, добыто ими порядка 9 тысяч 200 тонн. За три года добыча наших биоресурсов в основном «пришельцами» увеличилась больше, чем втрое.
Астраханцы настоятельно предлагали эффективные меры по обузданию «орды алчных барыг», которые наживаются на наших природных богатствах. Эти предложения власть тоже не услышала. Чья же это власть?
Погибают сёла
Губернатор Астраханской области очень активен. Встречается с президентом РФ, участвует в экономических и финансовых форумах, проводит заседание рабочей группы президиума Госсовета РФ в связи с подготовкой программы «Великий Волжский путь», выступает на Каспийском медиафоруме и т.п.
Недосуг ему обратить внимание на гражданина из села Сабанс-Яр (сейчас часть города), который не первый раз стоит в одиночном пикете возле его администрации, пытаясь достучаться до власть предержащих: «Решите проблему с водоснабжением нашего микрорайона».
Об этой проблеме криком кричат на сходах и в письменных обращениях в различные инстанции жители многих наших сёл.
Из выступления на общем собрании жителей села Сасыколи (Харабалинский район):
- Я мальчишкой в годы войны начал работать в колхозе в животноводстве. Нам запрещали поить скотину несвежей водой. А сегодня мы вынуждены пить тухлую воду. Мы для власти хуже скотины.
Многие здесь с болью говорили о том, что погибает когда-то богатейшее село области, история которого насчитывает не одну сотню лет.
По итогам собрания губернатору было направлено видеообращение.
Наиболее трагична судьба сёл Наримановского района: Линейное, Туркменка, Курченко, Буруны, Янго-Аскер… Из кранов здесь тоже течёт тухлая вода, часто не течёт вообще. Наримановские сельчане, отчаявшись дождаться настоящей помощи от местных властей, обратились к главе Татарстана Р. Минниханову.
Но астраханские правители не в силах уразуметь, что проблема из экономической и социальной перерастает в политическую. Они заняты «стратегическим планированием»: как превратить нашу область в «туристическую мекку».
А в это время лишённые работы и надёжного заработка в связи с развалом колхозов, а вслед за ними и других сельских предприятий люди бегут из региона.
Те, кто остался, сводят концы с концами, занимаясь в личном подсобном хозяйстве овощеводством, животноводством, рыбалкой. Вернее, занимались. Без надёжного водоснабжения скотину не вырастить и урожая не дождёшься. Подвоз воды – не выход из положения. За неё надо платить (10 литров – 3 рубля). К тому же по качеству она часто ненамного лучше той тухлой, что течёт из крана. Для приготовления пищи всё равно приходится покупать бутилированную (5 руб. – 1 литр).
«Скоро зима. Лёд промерзнет на 20-30 см. Тогда насосы вообще не смогут качать воду», - пишут наримановцы в очередном обращении к губернатору.
В письме конкретные предложения. Сделать ильменя проточными: систематически проводить на них прокос камыша, другие мелиоративные работы; восстановить заглубленный водосбор и обеспечить постоянную прокачку воды. «Без этого, - поясняют астраханские сельчане приезжему генерал-губернатору, - возможно обсыхание ильменей, развитие опустынивания, деградация, засоление почв, гибель растительного и животного мира, восстановить который вряд ли удастся».
Под письмом 1000 (тысяча) подписей. Прочтёт ли его губернатор? А если прочтёт, то что предпримет? Чиновничьей суете вокруг западно-подстепных ильменей конца нет: выезды на место, совещания, круглые столы, слушания в ДАО… Всего не перечислишь. Но воды-то в сёлах нет, и ильменя превратились в болота.
Есть в письме ещё одна рекомендация. Проложить прямой водовод и качать воду из Волги. Очень дорого? А если хорошо посчитать? Сложить стоимость содержания и систематической работы подкачивающих насосных станций, подвоз воды и готовность фермеров участвовать в финансировании проекта. Может, не так уж и затратно? Однако это если думать об астраханцах, а не только о Великом Волжском пути.
Но иногда и прокладка нового водопровода не спасает положение. Так получилось с водоснабжением в селе Капустин Яр. Водопровод проложили, воду дали. Но потом что-то не заладилось с оплатой. Воду отключили.
Передача жизненно важных объектов в частные руки опасна. Предприятия водоснабжения и водоотведения постоянно упрекают потребителей за долги перед ними. А где же многим из них искать выход, если тарифы постоянно растут, а реальные доходы падают. Об этом свидетельствует Астраханьстат:
- Среднемесячные потребительские расходы на душу населения в области во II квартале 2022 г. составили 24,3 тысячи рублей. О снижении покупательской способности населения региона говорит и падение оборота торговли на 5,1% (в сопоставимых ценах). 14,1% астраханцев тратят на те или иные услуги, ещё 11,6% на обязательные платежи.
Если и дальше векторы доходов и тарифов будут противоположно направлены, доверия властям не будет. О чём свидетельствуют итоги недавно прошедших выборов: явка астраханцев на избирательные участки была ниже общероссийской. Электорат «голосовал ногами». А жаль. Честнее было бы выразить недовольство протестным голосованием.
Инфраструктурный кредит не спасёт
В то время, как сёла погибают от безводья, Каспийская столица тонет в зловонных фекальных водах. Это одна из достопримечательностей «туристической мекки». Мы об этом уже писали. Вся работа «Астраводоканала» сводится к экстренному ремонту. О плановом капитальном даже говорить не приходится. У предприятия катастрофически не хватает средств. Не решит проблему и инфраструктурный кредит в рамках проекта «Развитие астраханской агломерации». На период 2022-2023 гг. на сумму 2,8 млрд. рублей. Этих денег хватит, чтобы провести ремонт на 10 крупных провалах (а их гораздо больше) и 21,5 км. сетей - 1,06% от их общей протяжённости (2000 км.). Напоминаем: сети изношены на 98%, а кредит надо будет возвращать.
Положение Волжского Понизовья катастрофическое. Обещаниями, совещаниями, полумерами его не преодолеть.