Невоплощенные идеи Адольфа Сапожникова не должны пропасть с его архивом.
Сапожников Адольф Иосифович, профессор, кандидат технических наук, доктор философских наук.
В 1962 году окончил Одесский инженерно- строительный институт по специальности «Гидротехническое строительство речных сооружений и гидроэлектростанций»
В 1960- 1964 гг. – строитель (плотник, мастер, прораб) на цементном заводе г. Одесса, на заводе «Центролит» г.Одесса
В 1964 – 1967 гг. аспирант Одесского инженерно-строительного института.
В 1968 -1974 гг. – главный конструктор, начальник НИО «ДальморНИИпроект»
В 1974 – 2007 гг. заведующий кафедрой в трех ВУЗах (Ферганский политехнический институт, Астрыбвтуз, АИСИ)
В 1990 году – депутат Областного совета депутатов.
В 1990- 2006 гг.- ректор АИСИ
В 2006 – 2011 гг.- заведующий кафедрой, профессор АИСИ.
С 2011 года – профессор АГТУ.
Присвоены звания «Почетный строитель России», «Изобретатель СССР»
Награды: медаль «Ветеран труда», орден Почета и другие.
Автор 500 научных трудов, 70 изобретений.
Профессор Сапожников слыл в городе человеком, преданным науке, готовым пожертвовать ради идеи многим. Не скопил для себя Адольф Иосифович за годы самоотверженной работы богатств материальных, но его заботами множилось и произрастало богатство народное, богатство страны, нашего края и нашего города, в котором прожил он долгие годы.
Помню холодный день в конце осени - я увидел тогда профессора Сапожникова впервые… В день этот собралась за столиком в кафе разношерстная компания - люди разной степени подготовки, разных интересов. Но даже далеких от строительства и архитектуры людей Адольф Иосифович смог увлечь рассказом о научном поиске, о проблемах, стоящих перед строителями новых городов, новой архитектурной среды.
Несмотря на почтенный возраст, он не выглядел ученым-старцем, у которого все в прошлом. Адольф Иосифович рассказал о своих творческих планах, о многочисленных новых идеях, о тернистых путях их воплощения, о далеко идущих перспективах, заглядывая смело за горизонт событий своей жизни. «Так и должен мыслить настоящий ученый» - подумал я. - Невзирая на годы, на обстоятельства, идти до последней минуты к научной цели, а если дойти не придется, то передать эстафету ученикам, новому поколению искателей!»
И вот прошло совсем немного времени, нет уже с нами Адольфа Сапожникова. На стене основанного им ВУЗа, который сейчас называется Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, недавно появилась мемориальная доска с надписью: «В этом здании работал основатель Астраханского инженерно-строительного института, первый ректор, профессор, почетный строитель России А.И. Сапожников». Слышатся со всех сторон здравые предложения о присвоении университету имени А.И. Сапожникова.
И, казалось бы, дело ученого не забыто... Но, о причудливые двойные стандарты нашего времени!
В ту же самую пору, пока поются дифирамбы в честь основателя астраханской научной школы в области строительства и архитектуры, вдову знаменитого ученого выселяют из общежития ВУЗа, созданного стараниями ее мужа. Выносят из профессорского дома прочь его архив, награды, личные вещи.
Да, наш профессор Сапожников жил в трехкомнатной квартире в общежитии по договору найма, так как собственного жилья не имел! Так часто бывает с настоящими учеными: вся жизнь, все силы отданы людям, о своих проблемах думать некогда. Строитель без дома, сапожник без сапог… И теперь, после смерти Сапожникова, его вдову Татьяну Васильевну попросили по решению суда срочно покинуть помещение, а когда она умоляла ненадолго отсрочить выселение, так как ей с дочерью некуда податься, явились строгие судебные приставы и «очистили» квадратные метры принудительно.
Решение суда исполнено – помещение свободно, но куда подевался научный архив Адольфа Сапожникова, где его многочисленные патенты, чертежи, черновые разработки?
Вдова, она же наследница авторских прав ученого, утверждает, что судебные приставы, описав крупногабаритные вещи в жилище профессора, не сделали описи документов из архива покойного. А ведь это и было самое ценное в доме! Архив профессора Сапожникова уникален и бесценен, его практическая ценность для строительной отрасли, для России в целом очевидна!
Вещи из квартиры работники университетской хозчасти перенесли на первый этаж, где они хранятся «под ключ» в одной из комнат общаги. Вдове заявлено, что она в любой момент может вещи забрать. Но перенесен ли в хранилище архив профессора, Татьяне не известно, перемещение имущества проводилось в ее отсутствие.
Переехать с вещами вдове профессора пока некуда. Формально ей принадлежит часть приватизированной 40-метровой «хрущобы», где кроме ее матери, ветерана труда, живет еще шесть человек, из них трое – несовершеннолетние разнополые дети. Разместить в крохотной квартирке бесценный научный архив невозможно физически.
С архивом Сапожникова, если он сохранился, предстоит провести большую работу. Разобрать его в состоянии и в праве только вдова - законная наследница авторских прав, ей и решать, как распорядиться этим бесценным сокровищем. Помочь вдове астраханского ученого систематизировать наследие Адольфа Сапожникова просто обязаны власти региона, если они действительно пекутся о процветании Астраханского края.
Кто знает, какие открытия ждут исследователей научного творчества Сапожникова, может быть, в его бумагах содержатся практические ответы на вопросы, которые поставит жизнь перед строителями будущего! И отнестись к архиву ученого как к макулатуре способен только самый недальновидный политик!
Вдова профессора пыталась записаться на личный прием к врио губернатора Игорю Бабушкину, но из администрации губернатора Астраханской области пришел отказ в аудиенции.
Все знают, что до основания Сапожниковым в Астрахани высшей строительной школы, в регионе не хватало специалистов – строителей. Развитие отрасли тормозилось. И, если бы не Сапожников, не было бы ни Астраханского государственного архитектурно –строительного университета, ни общежития при нем, ни сегодняшнего строительного бума. Так неужели не найдется в «каспийской столице» несколько десятков квадратных метров для вдовы профессора с его научным архивом?