«Уважаемые товарищи потомки…» Да что там… современники! А вам не надоел «один тот же глупый и бессмысленный обман»? Сколько же можно, наступая на грабли, продолжать плыть по течению, подобно мёртвой рыбе, и подмахивать власти, которая далеко не от бога?
Мы все выросли на одной и той же литературе, одних и тех же идеалах и примерах. И что? Где Толстой с его нравственным императивом «Не могу молчать!». Где Блок с его прозрениями и приговорами? Где Есенин, проклинающий войну? Где вы все, мастера культуры? Чем дорожите, за что цепляетесь, чего боитесь?
«Кто меч скуёт? -
Не знавший страха!»
История запомнит смелых и сильных, напористых и безрассудных.
Эмиль Золя, бросивший вызов властям предержащим, засудившим невиновного по националистическим мотивам: «Я обвиняю!», одним этим поступком заслуживший бессмертие. Эрих Мария Ремарк, фронтовик-окопник, покинувший Родину, когда она оказалась неправа, - кто он: иноагент или нацпредатель? Курт Воннегут, наперекор общепринятым представлениям, рассказавший правду о варварских бомбардировках Дрездена в романе «Бойня номер пять», - руководствовался ли он ложным правилом, что о своих на войне - или хорошо, или ничего?
Или все они поняли, что правда и справедливость выше Родины, а интересы государства не всегда совпадают с интересами общества? А может, просто не могли молчать, видя надругательство над теми принципами, что отстаивали в своих произведениях?
Много ли таких среди сегодняшних деятелей культуры? Не превратились ли вы, господа творцы, в просителей у некрасовского «парадного подъезда». Просите у власти то ли милости, то ли милостыни. Пыжитесь, чтобы вас хотя бы заметили. А ей плевать. Вы для неё - лишь социальная нагрузка. Культура при капитализме – вещь неликвидная.
Сколько среди вас решившихся идти напролом, без оглядки на семью, работу, престижное положение, спокойную и равномерную жизнь? Кто готов пожертвовать всем этим ради правды, справедливости, свободы? Никто! Увы и ах!
Радищев, пострадавший за «бунтовщичество», Рылеев, погибший за свободу, Достоевский, проходивший 8 лет в кандалах за дерзость, Гумилёв, расстрелянный за «антисоветчину», Лимонов, отсидевший в путинской России «за оружие».
А что сделали вы, чтобы войти в историю? Чтобы спустя столетия на вас ориентировались и ставили в пример? Вы хотите, чтобы вас замечали, ценили, благоволили вам? С чего бы это? Кому интересна массовка? У истории в цене индивидуальность.
Мастодонты века минувшего брезгливо отмахиваются от конформистов века сегодняшнего, как от случайно влетевшей в помещение мухи, нарушающей торжественность момента. Там, где когда-то создавались «Возмездие», «Поединок» и «Рассказ о семи повешенных», сегодня лишь унылые патриотические заклинания литературных витий, служащие дымовой завесой для прикрытия процессов распада и разложения, разграбления и мародёрства. Вам нравится такая роль, вам не тошно? Консерватизм, в русле которого вы творите, не имеет больше оправдания и перспектив. Если ты честен, ты не можешь не быть революционером. Иначе будешь продолжать обманывать себя и других.
Предчувствие тяжёлых, но неизбежных перемен – вот то, чего не видно в творениях русских писателей дня сегодняшнего. Казалось бы, и почва благодатная – декаданс рождал безупречные шедевры. Но вместо этого сегодня - одни иллюзии и заблуждения, радужные надежды, сменяющиеся тяжкими разочарованиями. Бесцветные «творения» и пошлые агитки, неискренние словеса и судорожные порывы. А ведь новому времени понадобятся свои певцы и летописцы, чувствующие нерв истории. Где они?
Неужто и впрямь не замечаете вы раскинувшейся необозримо кровавой зари, грозящей если не Мукденом и Цусимой, то Изюмом и Балаклеей, если не Девятым Января, то бог весть какими потрясениями будущего? Или вам так страшно, что вы затаились? Но отсидеться не получится. Никогда не получалось. А может, пропаганда растворила мозги в кислоте так, что к самостоятельному мышлению вы уже неспособны? Если так, то победили как раз те, с кем вы, господа патриоты, вроде как боретесь. Ведь радоваться тому, что сегодня происходит, могут или ненавистники России, или дураки.
Не видно что-то, несмотря на все старания официоза, искреннего патриотического подъёма в стране. Нет и в помине согласия в обществе, так необходимого во время войны. Не готовы дорогие россияне проливать кровь за интересы чиновников и олигархов. Отсюда и все оправдания россиянских властей по поводу невозможности мобилизации.
В скандально знаменитом романе Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» все попытки «перевоспитания» главного героя – убийцы и садиста Алекса – успехом не увенчались. Потому что природу человека из мира насилия можно переделать, лишь изменив сам этот мир. И сегодняшний мир чистогана, какими одеждами его ни прикрывай, будет преследовать только одну цель – получение прибыли. А деньги, как известно, не пахнут – ни кровью, ни потом. Ни страданием, ни болью.
Не потому ли литература так последовательно вытеснялась из приоритетов человека, что она позволяет видеть мир в его сложности и многообразии, а не пользоваться уже готовыми и навязанными клише?
Да, приходится признать – капитализм на данный момент победил. Но всегда, на любой войне, находились бойцы сопротивления, готовые противостоять превосходящим силам противника, не имея ни малейших шансов на успех, руководимые лишь верой в торжество их праведного дела.
Печальная участь ждёт Россию, если таковых не найдётся.