В очередной раз наш постоянный автор, мой хороший друг и товарищ Владимир Немчинов порадовал статьёй, преисполненной искреннего патриотического пафоса. Мысли изложены автором чётко и внятно, выводы сделаны недвусмысленные. Но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже». Что есть истина? На этот вопрос ответ даст только история.
Тексты Немчинова смело можно писать на знамёнах русской национально мыслящей интеллигенции, которыми размахивают патриоты вслед уходящим на фронт поездам. И когда там, на фронте, будут умирать и убивать, здесь патриотическая интеллигенция продолжит щебетать о миссии России.
Автор совершенно справедливо делает акцент на двух судьбоносных событиях новейшей российской истории: распаде Советского Союза и нынешней войне на территории Украины. И в самом деле, история новой России, начавшаяся с преступления – разрушения единого союзного государства, заканчивается трагедией – страна оказалась вовлечена в кровопролитную войну, исход которой неясен, но последствия для народа будут тяжёлыми при любом исходе.
И здесь Немчинов опять-таки прав, заявляя о том, что после окончания войны, страна неизбежно станет иной. Только какой? Будучи историком, автор не может не знать о том, что победа в войне никогда не приводила к ослаблению режима, напротив, укрепляла его. А это значит, что режим, ведущий своё начало с ликвидации СССР, режим, уничтоживший ростки демократии танковыми залпами по парламенту, обогатившийся за счёт присвоения советских активов, провернувший крупнейшую аферу под названием «приватизация», развязавший две кровавых войны на территории собственного государства, ликвидировавший в стране все гражданские свободы и превративший выборы в фарс, отнявший у нас годы жизни в результате пенсионного ограбления, этот режим, призывающий всех нас сплотиться в борьбе против «коллективного Запада», с которым ещё совсем недавно хотел дружить и даже просился в НАТО (да-да, это было при Путине), в случае победы будет продолжать ту же самую политику, только в ещё более жёстких формах, определяемых последствиями войны.
Да, патриотическая общественность страны, даже оппозиционно настроенная, в целом поддержала спецоперацию на территории Украины. Но сделала это лишь постольку, поскольку спецоперация позволяла защитить интересы русского населения в областях Донбасса, которое и в самом деле нуждалось в защите. Меняется ли сущность режима от этого? Разумеется, нет. Как не изменилась его сущность после замирения Чечни Путиным, после признания независимости Абхазии и Южной Осетии или возвращения Крыма в «родную гавань». Политики, начавшие эту войну, вовсе не стремились спасать русское население Донецка и Луганска, а преследовали свои собственные интересы, эксплуатируя в этих целях присущий русскому народу патриотизм. И самое неприятное во всей этой истории то, что мы, русские, сегодня оставляем на произвол судьбы доверившихся нам людей. А пропаганда, которая в путинской России работает и в самом деле хорошо, видит и провозглашает успехи там, где очевидны поражения. Выдавать желаемое за действительное и навязывать эту искажённую картину мира населению в условиях войны и жёсткого политического противостояния с Западом – это преступление.
Всё происходящее с февраля этого года заставляет согласиться с мнением генерала Леонида Ивашова, которое он высказал ещё в самом начале войны. Можно одержать какие-то военные победы, но в геополитическом отношении война была проиграна в тот момент, когда Россия начала спецоперацию. И проиграна она потому, что, не имея ресурсов для победы в военно-политическом противостоянии с Западом, Россия своими действиями лишь усиливает своих противников: блока НАТО и его сателлитов. Что мы и видим сегодня. Украина накачивается оружием под завязку, украинская нация в условиях противостояния с внешним врагом сплачивается, националистические настроения усиливаются, а пропасть между двумя крупнейшими славянскими народами увеличивается до невероятных размеров. Очень странный патриотизм, очень странное понимание национальных интересов.
Да и что собственно считать победой, если провозглашаемые российским руководством цели СВО менялись по мере её развития? При том, что по ту сторону фронта такое понимание есть, и оно очень чёткое: освобождение всех оккупированных русскими территорий, начиная с 2014 года. Пойдёт ли на это Путин? Нет. Иначе трон под ним, и без того шатающийся, сразу рухнет. Сможет ли Россия удержать территории, которые оккупировала в ходе СВО? Никто не знает. Стоило ли тогда с такой помпой проводить референдумы о вхождении новых областей в состав России, если уже через месяц их приходится оставлять? Ни один телепропагандон не сможет дать убедительные ответы на эти вопросы. Не могут их дать и патриоты, поддерживающие СВО.
Происходит это потому, что никакими национальными интересами правящая бюрократия в России не руководствуется. А руководствуется она интересами крупного бизнеса – олигархов, для которых Правительство России – лишь марионетка. Неслучайно же тот или иной российский олигарх в том или ином качестве участвует в переговорном процессе. И это только то, что на виду. Уверен, переговоры идут уже давно и продолжаются в настоящее время. А успехи или неудачи на фронте являются аргументами той или иной стороны в переговорном процессе. И одному богу известно, сколько ещё прольётся русской и украинской крови, пока важные персоны сумеют договориться.
А пока не видно никаких внятных очертаний мира в обозримом будущем. Российская власть сама загнала себя в тупик, из которого не может выбраться. И дело не в идеологии даже, а в экономике. И опять-таки прав Немчинов, говоря, что победа куётся в тылу. Для победы нужна прежде всего сильная независимая экономика, которой у нас нет, потому что её развитием в своё время не обеспокоился никто из тех, кто сегодня ведёт войну. А ещё для победы необходимо сплочение всего общества. Но пока имущественное и социальное неравенство в российском обществе будет сохранять такие чудовищные формы, как сегодня, пока не будет справедливого распределения национальных богатств, любая война станет вызывать множество вопросов. А ряды защитников Отечества будут пополняться пригожинскими зеками.
По большому счёту спецоперация показала, что государства как такового у нас нет. Есть недогосударство, ведущее невойну. И замахиваться на воссоздание СССР (без социализма и советской власти) насильственным путём в нынешних реалиях не только глупо, но и самоубийственно. Рискуем потерять даже то, что имеем на сегодняшний день.
Любая война заканчивается миром - выгодным одной стороне и невыгодным другой, реже – взаимовыгодным. Искренним патриотам России следует сегодня думать не о победе и посрамлении врага. Думать надо о послевоенном мире. О том, как дальше русский и украинский народы будут сосуществовать, как и когда удастся преодолеть ту пропасть, что разверзлась между ними в ходе войны. Как ресурсы страны направить на внутреннее развитие, на повышение уровня жизни граждан. Как сделать так, чтобы Россия стала привлекательной настолько, что в её состав наши соседи захотят войти сами.
Думать об этом всё равно придётся, даже если это произойдёт после того, как Соловьёв и Скабеева заголосят о том, что правительство России спешно покинуло Москву, но беспокоиться не о чем - всё идёт строго по намеченному плану.