27 февраля губернатор Астраханской области подписал распоряжение о введении чрезвычайной ситуации на региональном уровне в связи с узелковым дерматитом, выявленным у крупного рогатого скота в селе Сахма Володарского района.
В распоряжении указываются меры борьбы с этой очень заразной для всех млекопитающих, но прежде всего для КРС, болезнью:
- Информирование населения (болезнь, в отличие, скажем, от бруцеллёза или ящура, некоторых других заболеваний не передаётся от животных к человеку);
- Осмотр скота. Его вакцинация или изъятие;
- Запрет на продажу мяса и молока в селе и запрет на вывоз их за его пределы;
- На автомобильных дорогах установить контрольно-пропускные пункты и санитарные преграды для предотвращения распространения болезни.
С 3 февраля все данные мероприятия выполняются.
Возле села Сахма колёса всех автомобилей обрабатываются дезраствором. В самом селе представители власти и полиции встретились на сходе с жителями. Договорились о сумме компенсации за изъятый скот (189 рублей за 1 кг живого веса) и о компенсации за корм. Проводится вакцинация животных и дезинфекция на подворьях.
Власти вроде бы всё делают правильно. Но почему такая паника в области? От Икряного до Ахтубинска только и разговоров.
- В Сахма «секретная» болезнь. Не называют, какая.
Действительно на сходе на вопрос сельчан: «Назовите заболевание», начальник управления сельского хозяйства Володарского района ответила буквально следующее: «Назвать заболевание не могу. Это секретная информация». Диагноз появился в открытом доступе позже.
- Говорят, смертность 95%.
- Это животных. От животных к людям не передаётся.
- Верь властям. Мало тебя дурили.
- Весь скот уничтожать будут. Эта болезнь и овец, и свиней поражает. Всё сжигать будут.
- Как без скотины жить будем?
- Выживешь. Нас хоть дустом посыпай. У нас в селе КРС уже давно нет, да и село песком заметает.
- Дожили. В магазине молоко – химраствор, а натуральное купить страшно. Ни нормальной ветслужбы, ни систематической борьбы с разносчиками заразы.
В этих недоумённых вопросах и страхах проявление стрессового состояния, в котором находится всё население России, особенно сельское.
Недоверие к властям. Сколько в памяти простых людей невыполненных обещаний президента, правительства. «Пока я президент, повышения пенсионного возраста не будет». «Ни один снаряд не преодолеет границы России» (в начале СВО)…
Страх остаться без средств существования. Предприятий в большинстве астраханских сёл не осталось. Выживают люди натуральным хозяйством: огород, домашние животные. КРС – основа достатка. Потерять в результате изъятия корову, что потерять кормильца.
Ни нормальной ветслужбы, ни систематической борьбы с распространителями инфекций. Это констатация факта.
Основные переносчики вируса узелкового дерматита – кровососущие насекомые (комары, клещи). В советское время дезинсекция, дератизация были заботой государства. Сейчас это бизнес – дело дорогостоящее. Вот и встречаем мы тараканов в булках, червей в конфетах, пауков в холодце, пить натуральное молоко боимся.
Беда, постигшая жителей маленького астраханского села Сахма, - отражение глубокого кризиса российского животноводства.