Конфликты в Закавказье – одна из трагедий развала СССР. Они периодически вспыхивали, но 2-я Карабахская война включила в противостояние Азербайджана и Армении иностранных игроков.
Успех Баку был в решающей степени обеспечен передовым турецким и израильским оружием, присутствием турецких советников вплоть до министра обороны Х. Акара и работников Генштаба, а также переброшенными из Сирии боевиками-исламистами. Регион превратился в зону чужих интересов. На сегодняшний день крайне обострились отношения Азербайджана и Ирана.
По итогам 2-й Карабахской войны 2-километровый отрезок автотрассы, связывающей Иран и Армению, согласно подписанному Баку, Ереваном и Москвой меморандуму, должны охранять российские пограничники. Присутствие нарядов Азербайджана и Армении допускалось «на удалении от дорог, обеспечивающих визуальное и техническое наблюдение».
Но в августе пограничники Азербайджана установили там КПП и стали требовать уплату «дорожного налога» - 260 долларов с машины. 15 сентября азербайджанцы задержали двух иранских водителей. Судьба их неизвестна до сих пор. Россия молчит по поводу нарушения подписанного ею меморандума.
Недружественные акты Кавказской республики в отношении Ирана многочисленны. Намерение создать «Зангезурский коридор», который, проходя через Сюникскую область Армении, отрежет её от Ирана. Следующие одно за другим совместные с Турцией военные учения. Длятся они до полутора месяцев, фактически узаконивая присутствие турецких войск в соседних с Ираном районах Карабаха, Нахичеванской автономии и акватории Каспия.
Приглашаются третьи страны. В сентябре совместные действия отрабатывали морские спецназовцы Турции, Азербайджана, Пакистана. В Тегеране в связи с этим напомнили конвенцию «О статусе Каспийского моря», которая разрешает присутствие в его водах вооруженных сил только пяти прикаспийских государств. Москва снова промолчала.
У Ирана веские причины опасаться усиления на его границах Турции с помощью Азербайджана. Турция вынашивает планы создания «Великого Турана» - объединения всех тюрко-язычных народов под её эгидой. Многие народы России тоже должны стать частью этой колаборации.
Пропаганда работает усиленно. «Иран вместе с Россией веками изолировали Кавказ, раскалывая тюркский и суннитский мир… Тегеран пытается сорвать транспортное сообщение между Турцией, Азербайджаном и Средней Азией», - пишет Карагюль, главный редактор турецкой газеты «Йени Шафак». «Времена беззакония и власти армянства на Южном Кавказе прошли. Ирану придется считаться с северным соседом (Азербайджаном – Т.К.)», - вторит азербайджанское издание.
Турецко-азербайджанский тандем пытается разжечь в Иране азербайджанский сепаратизм. Их СМИ твердят о «тяжелом положении тюрко-язычных жителей», об их «борьбе за свободу». Это полностью совпадает с позицией Запада. «Атлантический совет» выражает озабоченность по поводу «глубокой дискриминации этнических меньшинств в Иране, запретом использования местных культур и языка». Это ложь. Азербайджанский язык используется в преподавании, на нем издаются книги и газеты, вещают радио- и телеканалы. Высший руководитель Исламской Республики Иран Али Хаменеи по происхождению азербайджанец. «Агенты влияния» пытаются использовать иранских азербайджанцев в интересах разведок Турции и Израиля.
В ответ на турецкие военные маневры Иран ответил в начале октября учением своих войск недалеко от границы с Азербайджаном. Баку, Анкара, Вашингтон во весь голос затрубили о том, что Иран готовит вторжение в Азербайджан.
Действия руководства РФ в отношении происходящего у её южных рубежей трудно назвать отвечающими интересам России. Не было решительного протеста против появления в Закавказье внерегиональных сил, в том числе радикальных исламистов. А ведь наше присутствие в Сирии (гораздо дальше Закавказья) нам объясняли необходимостью не допустить их к российским границам. Смирилось оно (руководство РФ) с созданием азербайджанского КПП на участке, охраняемом российским контингентом, что способствовало провокации с иранским водителями.
Глава МИД С. Лавров на переговорах с министром иностранных дел Ирана Х.А. Абдоллахияном оставил без ответа его слова о том, что Тегеран ждет от Москвы реакции на присутствие террористов и попытки изменения границ в регионе. Власти наши явно не желают ссориться с Турцией, хотя многие действия её правительства ущемляют интересы России.
Кроме вышеназванного плана создания «Великого Турана», принята, например, программа «Голубая Родина», призванная укрепить и расширить позиции на Черном море. Уже построено 13 оптоэлектронных башен, чтобы контролировать Эгейское и Мраморное моря. «Когда доктрина «Голубая Родина» будет реализована полностью, то у Анкары появится возможность с помощью оптоэлектронных башен отслеживать обстановку в районе резиденции Путина «Бочаров ручей» в Сочи», - похваляется газета «Yeni Satak».
2 ноября Турция фактически разорвала в одностороннем порядке договоренности с Россией по Сирии, начав военные действия на севере САР против Сирийских демократических сил, подвергнув опасности жизни российских военных, которые находятся на блокпостах и наблюдательных пунктах. Полномасштабное наступление турецких войск началось, несмотря на то, что за несколько часов до него правительство России предупреждало Эрдогана о недопустимости такого шага. Пытаться умиротворять соперника уступчивостью, что демонстрировал путинских режим неоднократно, - верный шаг к поражению.
Чем же объяснить такое поведение нашей власти? Тем, что на первом месте у неё – защита интересов сырьевых монополий. Обладающий большими запасами нефти и газа, Иран многократно обогатить алекперовых и миллеров не может. Разговоров о сотрудничестве с Ираном много, но российско-иранский торговый оборот около двух миллиардов долларов в год не увеличивается уже несколько лет.
В Турцию же только поставки «Газпрома» с начала года выросли на 150%. Замминистра энергетики Байрактар удовлетворен: «переговоры о новых контрактах идут хорошо», поставки по трубопроводам более приоритетны по сравнению с закупкой сжиженного газа.
Ублажая олигархов, путинский режим преклоняется «перед наиболее агрессивными силами и закладывает бомбы под свое будущее» (С. Кожемякин). Под нашей с вами тоже. Турция – член НАТО и выходить оттуда не собирается.