«Жизнь астраханцев в самое ближайшее время должна стать удобнее благодаря современным умным цифровым технологиям». Об этом сообщил глава региона Игорь Бабушкин в рамках стратегической сессии «Цифровая прокачка Астраханской области» 12.11.2021 г.
- Когда мы решали, каким именно сферам нужна «цифровая прокачка», мы выбрали городскую среду. Мы хотим жить в удобном и безопасном городе.
Строительство – отрасль достаточно консервативная, поэтому внедрения в неё цифровых технологий обеспечит ускоренный рост инноваций, повысит конкурентоспособность и предприятий, и экономики в целом.
В этом году мы приняли около 1,5 миллиона гостей. Но мы не понимаем, где они, чем они занимаются, какие направления им интересны. Цифровизация будет внедряться и в эту отрасль, - сказал он далее. – Рассчитываем, что следующий год будет для нашего региона прорывным в плане цифровизации.
Для реализации «прокачки» заключено соглашение с АНО «Цифровая экономика».
Третий год руководит Астраханской областью Игорь Бабушкин. От предшественников эпохи «эффективных менеджеров» его отличает неумеренное употребление заимствованной лексики: агломерация, инновация, колаборация, кластер…
А в остальном – «все, как у всех»: громадье планов, масса пафосных обещаний о прекрасной жизни в прекрасном далёко и зловонные лужи прорвавшихся канализационных вод к Кремлю, к вокзалу, к центральному рынку Большие Исады…, отсутствие общественного транспорта и антисанитария в «маршрутках», неработающие муниципальные бани, лишенные воды села, наконец, нестабильная работа интернета. О какой цифровизации речь, если в банках, на почте скапливаются очереди в ожидании, когда закончится зависание.
Слов нет, трудное наследие принял Игорь Юрьевич Бабушкин. Но за три года можно было понять, что любое глобальное преобразование начинается с мелочей. Однако этого не произошло, поэтому всё рушится, сыплется, прорывается, тонет в пучине бесхозяйственности, безответственности, организационной неразберихе.
Об этом говорил на заседании областного камбина заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора В. Сегизеков 11.11.2021 г. Он напомнил, что расчисткой водных путей занимаются несколько профильных структур: служба природопользования, Астраханмелиоводхоз, Главрыбвод, Росморпорт.
«Но далеко не всегда, - сказал В. Сегизеков, - их деятельность согласована. Несколько ведомств могут взяться за один и тот же объект. По мнению экспертов, это не только минимизирует положительный эффект, но и вредит экосистеме».
Он предложил Астраханскому правительству стать координатором межведомственной комиссии по дноуглублению. Присутствующий на заседании губернатор горячо поддержал предложение: «Это очень важный вопрос. Мы готовы стать координаторами этого процесса. Также, я считаю, следует привлечь Федеральное агентство водных ресурсов». Он поручил председателю правительства О. Князеву взять на контроль этот вопрос.
Цифровизация, возможно, поможет согласовать действия «семи нянек», занимающихся оздоровлением наших водотоков. Но насколько квалифицированно эту работу будут выполнять? Готовы наши министры грудью встать на защиту природы, а не потакать выгоде дноуглубителей?
В сентябре на круглом столе «Гидрологический режим водотоков низовьев дельты Волги и его влияние на природные системы» прозвучало, в частности, такое мнение: «Вместо широких водных протоков с небольшой глубиной создаются узкие проходы, в которые стекаются остатки рыбных запасов, что значительно облегчает вылов идущих на нерест производителей. (Именно этим занимались 90% «туристов», про которых вы, Игорь Юрьевич, сказали, что «не понимали, где они были – Т.К.). Как результат – нереститься зачастую было некому… Фактически из-за строительства рыбоходных каналов авандельта теряет свою роль как нерестилища и как благоприятного пространства для нагула малька, что в долгосрочной перспективе приведет к дальнейшему сокращению рыбных запасов. Негативный эффект для прилегающих каналов начинается проявляться через три года после его строительства. (Н. Цимлянский, директор Астраханского заповедника.)
Это мнение подтверждено наблюдением над каналом недалеко от Обжоровского участка заповедника. «Его углубление, - сообщил старший научный сотрудник В. Малов, - началось в 2016 г. С тех пор научный отдел ведет ежегодное обследование территории. После углубления Обжоровского рыбоходного канала резко увеличился сток в его сторону, а соседние водотоки пересыхают, формируются наносы песка. Там, где была глубина 60-70 см, теперь суша, так как этот канал собирает всю воду».
По нацпроекту «Оздоровление Волги» в 2021-2022 гг. предстоит восстановить более 700 км. водных путей 30 лет растили проблему. За два года должны решить. Как бы второпях миллионы бюджетных денег не были потрачены зря, а то и во вред уникальной флоре и фауне нашего края.
Всему живому Волжского Понизовья и без бестолковых людских действий тяжело.
«Пересохшие старицы, ерики, протоки в пойме – это следствие неграмотного управления стоком речи, - убежден кандидат географических наук, доцент Волгоградского гуманитарного института.
Пики искусственного половодья в последние годы настолько слабы и непродолжительны по времени, что пойму мы попросту высушиваем искусственно. Происходит устойчивое понижение подпочвенного водного горизонта – он не успевает восстановиться за короткий и слабый водосброс весной». Как считает эксперт, для улучшения ситуации нужны не только и не столько дорогостоящие программы реабилитации поймы, сколько изменения принципа управления ресурсами реки.
«Иначе мы получим парадоксальный результат, - прогнозирует специалист.
Заявленная правительством программа «Спасение Волги» будет реализовываться, а самой Волге при этом будет становиться хуже. Критический момент может наступить, если ГЭС (Волгоградская – Т.К.) будет сбрасывать в Нижнюю Волгу воду в объеме ниже 4500 кубометров в секунду. Однако такое значение регуляторы стока Волги вряд ли допустят – ведь это привело бы к трудностям водоснабжения Волгограда и Астрахани» (С. Новицкий, «Пойма стала лужей», «АИФ» №46 – Нижнее Поволжье от 17.11.21 г.) Увы! Регуляторы все могут.
- С 11.11.2021 г. в преддверии ледостава решено сбросы с Кубыйшевского водохранилища снизить до 4400 кубометров в секунду. Сбросы через Волжскую (Волгоградскую) ГЭС пока остаются 4700 куб. м./сек., но после ледостава также могут быть сокращены. (В. Никаноров, замглавы Росводресурсов).