О спектакле Виктора Терели «Сон в летнюю ночь».
Под занавес фестиваля театральных премьер «KHANFEST» Астраханский драмтеатр взорвался спектаклем, поставленным известным московским режиссёром Виктором Терелей «Сон в летнюю ночь», премьера которого состоялась совсем недавно – 29 марта.
Шекспировский «Сон» - вещь изначально несерьёзная и конъюнктурная (в том плане, что была написана для свадьбы неких именитых персон), а значит, позволяющая экспериментировать над собой столько, сколько душе и замыслу режиссёра угодно. Ведь если фарс заложен в самом первоисточнике, значит, он будет порождать фарс и в своих новых театральных воплощениях.
Таким и получился спектакль Виктора Терели – зрелищным, красочным, завораживающим, местами уморительно смешным, самую малость трагичным, а главное – нестандартным. Ведь даже взятый за основу текст в переводе Осии Сороки – это уже новаторство. Безграничный полёт фантазии – вот главное условие создания подобного спектакля. А с этим у режиссёра всё в порядке. Пришедший смотреть спектакль зритель может смело отбросить все мысли о соответствии или несоответствии происходящего на сцене той или иной исторической эпохе, литературному материалу или своим привычным представлениям о произведении. Потому что у такого произведения, наверное, не может быть классической версии, как не бывает двух абсолютно одинаковых снов даже в жизни одного человека.
Спектакль погружает зрителя то в мир Античной Греции, где кипят нешуточные страсти, то в сказочный мир, наполненный богами и эльфами, где происходят настоящие чудеса.
В этих мирах герцог Афинский Тезей (Валерий Штепин), предстающий в белом военном мундире с эполетами, готовится к свадьбе с царицей амазонок Ипполитой (Екатерина Спирина). Царь эльфов Оберон (Александр Ишутин) ожесточённо борется с супругой Титанией (Наталья Тетеревенкина) за право на ребенка-подменыша (существовало поверье, что феи похищают новорождённых детей и вместо них подкидывают своих младенцев) - сына одной из жриц царицы, украденного у индийского раджи. Титания обвиняет своего супруга в измене с Ипполитой, а он её — в связи с Тезеем. Гермия (Юлия Щеглова) и Лизандр (Илья Жуковский) в образе двух одетых в рваную «джинсу» подростков строят планы на совместное будущее. А ещё один «офицер» Деметрий (Алексей Кульчанов) с помощью отца Гермии Эгея (Евгений Григорьев), действующего в его интересах и обращающегося напрямую к Тезею, пытается эти планы сорвать и заполучить Гермию себе. Елена (Анастасия Краснощёкова), мучимая неразделённой любовью к Деметрию, раскрывает планы пытающихся бежать влюблённых. Растяпа-эльф Робин (Алексей Березюк) применяет волшебство не по адресу и тем самым усложняет положение всех вышеперечисленных героев, чьи судьбы тесно переплетаются. И лишь прямое вмешательство Оберона опять ставит всё на свои места.
А где-то рядом идёт репетиция спектакля о несчастной любви Пирама и Фисбы – двух молодых сердец, погибших в результате недоразумения.
Даже в легковесной комедии Шекспир отразил человека нового типа – на смену богобоязненному и действующему строго в рамках устоявшихся представлений о допустимом и запретном человеку Средневековья пришёл человек эпохи Возрождения, обуреваемый античными страстями, идущий к своей цели, сокрушая на пути все моральные преграды и ранее установленные нормы. Именно таковы Гамлет, Макбет или Ромео с Джульеттой. Но таковы и персонажи «Сна», хотя и борются они всё больше не за власть, а за свою любовь, за исключением, пожалуй, Оберона, готового наслать на жену такие чары, что та полюбит и осла, и всё ради достижения заветной цели – получить в свою свиту мальчика-пажа, чего и добивается. Но и божественного происхождения Оберону ничто человеческое не чуждо. Иначе стал бы он заваривать всю эту кашу с любовной ворожбой, пытаясь наладить отношения смертных?
Одна эпоха вторгается в другую, а другая в третью – костюмами, декорациями и лексикой создавая причудливый разноцветный калейдоскоп, в котором настоящее перемешано с прошлым, где один спектакль идёт в другом и перерастает в третий.
Драма Пирама и Фисбы, разыгрываемая афинскими ремесленниками на свадьбе Тезея столь же нелепо, как и всё, что творит эта разношёрстная компания (Елена Булычевская, Александр Беляев, Андрей Гончаров, Павел Ондрин…) на глазах изумлённого зрителя невероятным образом перерастает в трагедию Ромео и Джульетты. Историю, печальнее которой нет на свете, разыгрывают Мотовило (Игорь Вакулин), едва избавившийся от ослиной головы и причастившийся божественных тайн, и Дуда (Платон), приближая зрителя к шекспировским реалиям, когда все женские роли исполнялись мужчинами.
Как и всякая осовремененная классика, «Сон» Терели вызывает споры, которые начинаются уже в зрительном зале. Действительно, трудно поверить, что джинсовая девочка-подросток Гермия может стать предметом вожделения сразу двух мужчин, один из которых тоже ещё «мальчик». Но ведь и в любовь прекрасной царицы эльфов к ослиной голове поверить трудно, даже если принять во внимание волшебство. Оберон со своей свитой эльфов в кожаных прикидах больше похож на рок-звезду в окружении музыкантов своей группы. Но если это сон, волшебство, наваждение, то… «всё позволено».
Процесс работы над спектаклем продолжается до той поры, пока он в репертуаре театра. Но приехавший на фестиваль Тереля уже удивил зрителя, присоединив к трём сформировавшимся в пьесе парам ещё две – из самых что ни на есть настоящих, всамделишных молодожёнов. Они выходят на сцену и становятся частью представления.
Раз уж пьеса была написана для свадьбы, да будет так! – говорит режиссёр.
А к тем зрителям, кто всё-таки не смог преодолеть своё недоумение, обращается в финале Робин:
Мы, актеры, только тени.
Не браните представленье -
Это просто сновиденье.
Просто малость вы поспали,
И пред вами сны мелькали -
Легкие, пустые сны, -
И ни в чём ничьей вины.
Если в этот поздний час
Не освищете вы нас,
То уж в следующий раз
Угостим получше вас…
«Получше» мы не откажемся, но и на этот раз остались довольны