Каспийский край,
Рыбачьи земли…
Люблю тебя, ильменый рай…
Там щедрых рек неразбериха…
Мое родное захалустье
Лиманов, речек и проток.
Там, как рассвет, вплывает в устье
Кувшинка, сказочный цветок
Б. Шаховский
Стихи написаны давно. Сегодня наш край отнюдь не «рыбачьи земли», а газо-, нефтедобывающая провинция, где правят бал подопечные Миллера, Алекперова, наследники Чубайса. Это им принадлежат наши нефть, газ, каскад волжских ГЭС.
С разгромом колхозов и совхозов тысячи га пахотных земель стали бесхозными или сданы в аренду китайским, корейским и иным пришлым арендаторам. Они здесь временщики. И гробят нашу кормилицу пластиковой пленкой, бросая её на участках, из которых выжаты все соки, неумеренным использованием гербицидов, которые с водами после дождя и снеготаяния попадают в наши «лиманы, речки и протоки», отравляя их. Дикое, кочевое земледелие.
Муниципальные власти из-за нищеты, а часто из-за равнодушия не в состоянии обеспечить надлежащий контроль за санитарным состоянием вод и берегов. Выйдешь, как бывало, на рассвете вдохнуть свежего ветерка с запахом полыни, а в нос бьет «аромат» канализации, гнили, разлагающихся трупов животных, тухлой рыбы.
Многие водотоки оказались ничейными. Резко сократились мелиоративные работы, пришли в негодность многие гидротехнические сооружения. Большинством региональных СМИ был отмечен массовый замор рыбы в Володарском районе. «По данным КаспНИРХа 4.05.21 г. в Володарском районе на протяжении 320 м., полосой в среднем шириной 5 м. находилась разлагающаяся рыба. Рыба погибла из-за того, что была украдена металлическая шандора, рыба зашла с током воды в канал, а выйти не смогла, так как была установлена деревянная заглушка. Средняя глубина водоема 20-40 см. 285 тысяч экземпляров, в основном воблы, а также сазана, щуки, судака погибло от асфиксии, когда вода прогрелась.
ЧП произошло в районе бывшего колхоза им. Курмангазы.
«В преддверии весеннего паводка работы по проведению противопаводковых мероприятий, включая контроль за состоянием гидротехнических сооружений, администрацией МО «Володарский район» велись недостаточно добросовестно. Мы об этом предупреждали», - С. Смирнов, исполняющий обязанности руководителя службы природопользования и охраны окружающей среды по Астраханской области.
Ну кому в Советское время пришло бы в голову воровать шандору?! Промышленный лом от частных лиц не принимали. На даче, на огороде ею закрывать свои водогончики не будешь. А был бы колхоз, то наверное, вначале рыбу выпустили, если уже такое случилось, а потом новую заглушку ставили. Бесхозяйственность, безответственность, равнодушие, рвачество (позарился на шандору!). И разве это единичный случай?
Массовую гибель сазана видели в Икрянинском районе ниже села Житного. «Как заводь, так десяток дохлых рыбин», - делился впечатлением один из любителей природы в маршрутке.
Наших «рек неразбериха» давно перестала быть щедрой.
«Уловы снижаются с каждым годом. Основная причина отрицательной динамики запасов и уловов связана с систематическим несоблюдением оптимальных рыбохозяйственных попусков воды в дельту Волги в весенний период в сочетании с нагрузкой ННН-промысла (браконьерского лова), что резко снижает эффект естественного воспроизводства рыбы». (Данные КаспНИРХа).
То есть, «благодарить» за гибель биоресурсов нашего края надо прежде всего хозяев ГЭС, которые распоряжаются нашим национальным достоянием – волжской водицей, как только им принадлежащей. Им максимум прибылей, нам из года в год растущие тарифы на оплату электроэнергии, нашей рыбе – невозможность нормально отнереститься.
На рыбыхозяйственном совете 4 апреля было отмечено: неучтенные уловы сопоставимы с разрешенными, по некоторым видам их превышают: теневой вылов воблы и щуки – 20 тысячи тонн, судака 2200 т., сазана – 1600 т. в 2020 году.
В КаспНИРХе охарактеризовали нерестовый ход воблы в 2021 г., как слабый и прерывистый. Промысловые уловы низки и составляют на середину апреля 31,5% от уловов прошлого года. Кто же они, эти рвачи, что безданно-беспошлинно пользуются богатствами нашей Волги?
Они разные. Вероятно, есть хорошо законспирированная мафия, крепко сросшаяся с властью Ведь тысячи тонн надо как-то задокументировать и реализовать.
Попадаются проморганизации, которые часть улова учитывают, а часть прикарманивают.
Недавно пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Калмыкии и Астраханской области сообщила, что задержаны пять работников промысловой организации, у которых в «будуарке» обнаружили около тонны рыбы частиковых видов. Почти весь улов непромыслового размера. Самая маленькая рыбешка всего 6 сантиметров. Использовали они мелкоячеистый невод, применение которого запрещено. Рыбаки не вели промысловую документацию, добытая рыба не была учтена в промысловом журнале, лов осуществлялся в запретном районе.
А есть огромная масса рвачей, которую в нашу область буквально зазывают рекламщики всех мастей: VIP-рыбалка в Астрахани, «11 апреля на р. Бакланьей лов измерялся ведрами», «В районе Оля и р. Подстепки темп клева – полсотни за час». О ходе воблы газеты сообщают, как о движении манны небесной: «По Кигачу воблы мало, но она крупная; вобла появилась у п. Кировский; в дельту пришла белая рыба; вобла дошла до Володарского района, подтягиваются сазан, сом, селедка».
И так называемые «туристы» с середины марта рванулись к нам. В этом году, как никогда раньше. Машины, груженные катерами, бочками, морозилками, коптилками, орудиями лова, самыми варварскими: шестиметровые вентеря, 300-метровые сети, электроудочки. Они заполонили дороги, у мостов километровые пробки. Иногородцы, словно предчувствуя, что наступает конец нашему рыбному царству, решили пограбить в полную силу: поймать, засолить, заморозить… Рыбу обрабатывают на месте, оставляя после себя горы мусора, землю, улитую тузлуком, бутылки и прочие прелести». Для начинающих рвачей услужливые СМИ дают советы: паводок задерживается, рыба не уйдет в заливы и затоны, а будет стоять в руслах рек, где её будет проще поймать». И её, икряную, ждущую, когда появится возможность отнереститься, обеспечить нашим потомкам косяки молоди, безжалостно вычерпывают. ПО берегам палатки, на деревьях чалки рыбы, запах коптилен. Какой уж тут отдых. Черпают без особых усилий, без перерывов то немногое, что в дельте Волги ещё осталось.
По статистике, нашу область в год посещает один миллион шестьсот тысяч туристов. Подавляющее большинство едет на рыбалку и охоту. Сколько их них останавливается на легальных турбазах, принося области хоть какой-то доход? Большинство просто грабит Волгу.
Прошла вобла, пришла вода, но все длинные выходные рыбаков иногородних не убавлялось. Не факт, что «заготовителей» станет меньше с началом рабочей недели. Дорвались, что называется.
А у власти один метод: запретить и увеличивать штрафы за что бы то ни было. Запретов столько, что к реке невозможно подъехать истинному любителю природы. Намерены запретить и проезжать вдоль речек – готовы принять закон о запрете проезда по грунтовке. Под раздачу попадают и местные, и иногородние. Кстати, не только рыбаки. Но и животноводы, и полеводы. Технику на поля, на заливные луга во время сенокоса на вертолетах доставлять? Заботиться о природе необходимо, но обеспечивать право на отдых власть обязана. В СССР в «Правилах рыболовства», написанных кратко и ясно, был пункт о запрете обработки рыбы на местах лова. Почему не ввести этот пункт в современные «Правила…» Для особо непонятливых расшифровать: «Запретить засолку и заморозку рыбы на местах лова». Отдыхайте, но не превращайте спортивную рыбалку в алчную рыбодобычу. Напоминаем тем, кто современных «Правил рыболовства» не читал. В связи с нерестом, согласно «Правилам рыболовства» для Волго-Каспийского рыбохозяйственного бассейна с 16 мая по 6 июня нельзя рыбачить нигде, кроме административных границ населенных пунктов, на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства. Раков нельзя ловить с первого апреля.
Я не рыбачка и не увлекаюсь любительской рыбалкой, но я полвека живу в Икрянинском районе. И очень хорошо помню, что паводок, как правило, начинался в первых числах апреля, достигал пика в майские праздники, вода стояла в полоях до конца июня. Когда вода скатывалась, тонны подросшего и жизнеспособного малька возвращались в реку
Рыбы всех видов хватало всем, в том числе туристам, которые сотнями прибывали в наш город на красавцах-теплоходах. Знакомились с историей и достопримечательностями нашего города. Если хотели увезти из рыбацкого края сувениры в виде воблы, вяленой, копченой, приобретали её в специализированных магазинах, особенно привлекателен был «Каспий». Стоила она от 70 копеек за килограмм.
Обращаюсь к коренным астраханцам: «Если дорог вам родимый край, будьте требовательны к себе (ведь не приезжий уволок шандору), и к гостям (не убирать за ними, а всем миром требовать не хамить на вашей земле, не мусорить) и к властям: законы должны охранять природу, а не пополнять бюджет за счет штрафов нарушителей.
P.S. Когда верстался номер, в соцсетях появились кадры ещё одной экологической катастрофы. Тонны рыбы скопились в водяной ловушке за ериком Перекатный в сторону дач. Водоток пока сохраняется, но он недостаточен. Рыбе трудно преодолеть трубу с низкой пропускной способностью. Сколько лет этой трубе, уже наполовину забитой илом и мусором, и сколько лет ведутся разговоры о замене её шлюзом, не помнят и старожилы. Пока замора нет, это место стало «раем» для ажиотажной незаконной рыбалки: рыбу не удочками ловят – сачками черпают.