Так случилось, что патриотизм в том смысле, как понимали его наши родители и мы – дети, родившиеся сразу же после Великой Отечественной войны, сегодня для многих стал словом чуть ли не ругательным. К патриотам того, прежнего толка, нередко стали относиться как к людям устаревшим, заблудившимся, а точнее, слишком надолго задержавшимся на этой Земле.
Конечно же, мне обязательно захотят возразить, де как раз в последние годы у нас в стране патриотически настроенных граждан появляется всё больше. И особенно радует, что в их числе большое количество молодых соплеменников. Как аргумент, наверняка, приведут масштабы акции «георгиевская ленточка» и парада «бессмертный полк». Бесспорно, это тоже проявление патриотизма, но тот наш патриотизм был чем-то более всеобъемлющим, что ли.
Большинство из нас были воспитаны любить Родину безоглядно, безотносительно тех неудач, которые случались в государстве и в пору нашей молодости. То есть, мы любили Родину всякую, как любят мать, которая не у каждого из нас является красавицей и не у каждого отличается большой учёностью. Может, потому мы были так искренни, называя Родину матерью?..
С годами мы не просто взрослеем и мужаем, мы становимся мудрее, научаемся многое замечать, анализировать и делать выводы. Меняется и наш собственный патриотизм. И вот мы уже начинаем замечать, что хотим любить Родину не только за то, что она наша Родина, а за то, что она самая экономически развитая, самая мощная, обладает уникальным людским ресурсом. За то, что в ней развиты и продолжают развиваться наука, культура, спорт. Растёт благосостояние граждан, чувствуют себя защищёнными старики, счастливыми – дети и уверенными в завтрашнем дне те, кто своим каждодневным трудом делает нашу Родину богаче и успешнее.
Именно такое отношение к объекту своей любви заставляет нас критично относиться ко всему тому, что обнажает то, что нам хочется изменить, подправить и улучшить.
Аналогичный подход характерен, в том числе, и к руководителям государства, которые, по нашему разумению, должны вызывать всеобщее уважение.
Тем более, нас захлёстывает волна негодования, когда некоторые из руководителей не прилагают усилий к тому, чтобы заслужить наше уважение, хотя, на мой взгляд, это должно их заботить чуть ли не в первую очередь.
В этой связи немаловажен и внешний вид тех, кто олицетворяет собой власть, которая органически является составляющей частью понятия Родина, а наше отношение к ним – составляющей частью патриотизма.
В качестве наглядного примера хочу обратить внимание на то, какими порой предстают перед своим народом его избранники.
Идёт церемония открытия после реконструкции мемориального комплекса «Катынь». Перед собравшимися выступает третье лицо в государстве. В своей пламенной речи она говорит о том, что уничтожение памятников, увековечивающих героев, погибших в борьбе с фашизмом, — просто варварство, что историю нельзя забывать, какой бы горькой та ни казалась.
Она выразила сожаление в связи с тем, что фальсификаторы не останавливаются ни перед чем и сносят монументы тем, кто пожертвовал своей жизнью ради освобождения народов Европы от фашизма.
Особенно внимательно я слушала ту часть её спича, в которой она говорила о том, как актуально всё это сегодня, когда некоторые страны пытаются сфальсифицировать историю и переписывают её для того, чтобы ещё больше обострить русофобские настроения.
Когда она подытоживала своё выступление словами: «Это преступление перед нашей памятью, это безнравственно», я вдруг обратила внимание на её руку, которой она держала микрофон. Бросался в глаза дорогой массивный перстень, за который наверняка было заплачено столько денег, сколько составит пенсия не одного десятка пришедших на церемонию, чтобы почтить память своих безвинно погибших родителей, после чего они стали сиротами. Один из пальцев второй руки оратора тоже был украшен дорогим перстнем…
Она тем временем говорила о нравственности. А как с точки зрения нравственности можно относиться к дорогим перстням на подобного рода мероприятиях?..
Нет, я ничего не имею против мемориалов. Наоборот, приветствую их, если они увековечивают святую память о былом, вот только относиться к ним нужно как к месту, рядом с которым следует забыть о вычурности и суетности бренного мира. Только так возможно выказать своё уважение к почившим и вызвать уважение к себе, как к человеку глубоко нравственному.