RSS
АСТРАХАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
  • Главная
  • Новости
    • Наши новости
    • Депутатская деятельность
    • Партийные новости
    • Публикации
    • Архив Газеты
    • Нам пишут
    • ВИДЕОРОЛИКИ
  • Комсомол
  • Выборы
  • О нас
    • Наши люди
    • Как нас найти
    • Как вступить
    • Написать нам
    • Объявления
  • Документы
    • Устав КПРФ
    • Программа партии
    • Гимн КПРФ

СЫРЫЕ «МАЙСКИЕ НОЧИ»

  • Печать
Информация о материале
Категория: Нам пишут
Опубликовано: 22.04.2021, 16:20
Автор: Александр ТОКАРЕВ
Просмотров: 875

22009Спектакль Алексея Матвеева «Майские ночи», премьера которого состоялась на сцене Астраханского драматического театра, напоминает сырой пирог – начинка вроде бы и вкусная (местами), но тесто не пропеклось, а потому и кушать приходится осторожно, отделяя несъедобные части блюда от легко усвояемых.

В основу спектакля легли повести Николая Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» из «Миргорода».

Когда создаётся спектакль на основе нескольких произведений, то первоочередной задачей, которую объективно следует решить режиссёру, становится соединение всех их – зачастую таких разных – в единое целое. Матвеев успешно решал такие задачи, например, в «Морфии», но здесь, как говорится, промахнулся.

Если в роли объединяющего начала выступает природа, то выглядит это крайне неубедительно. Честно говоря, в спектакле как раз сильно не хватает той самой украинской ночи и широкого (во всю сцену!) Днепра. А ведь преподнести природу на сцене так, чтобы заворожить зрителя, вполне возможно. Как, например, это было сделано в модифицированном Галиной Полищук «Герое нашего времени». Вот там море так море! Суровое, бушующее, затягивающее в свои воды… И это при всех… хм… неоднозначных трактовках образов романа, о которых уже много говорилось.

Висящее над сценой облако, меняющее цвет в зависимости от времени суток, как и воспроизводимые на небольшом (в масштабах театра) экране картины (среди которых, конечно, «Ночь на Днепре» Куинджи) не создают неповторимого украинского колорита, не погружают зрителя в атмосферу майских ночей, заявленных в названии. Англоязычные же композиции и вовсе выглядят неуместно и, кажется, служат лишь для того, чтобы на сцене появилась Виолетта Власенко.

Ещё менее убедителен (скорее, он абсолютно лишний в спектакле) рассказчик-дедушка, решивший отвлечь своих внуков от их гаджетов и поведать занятные истории из украинской жизни позапрошлого века. Видимо, он их и отцензурировал. Иначе как объяснить, что из истории с утопленницей, которая должна быть (опять же, судя по названию) ключевой из четырёх, неискушённому в классической русской литературе зрителю (а таких сегодня, увы, немало) трудно понять, какую такую услугу оказал Левко русалке, как помог опознать её мачеху-ведьму и за что, собственно, был вознаграждён письмом, открывшим ему дорогу к любви и счастью. Вместо разъяснения – дьявольская круговерть на сцене, выглядящая, конечно, эффектно, но оставляющая в недоумении теперь уже зрителя искушённого, имеющего представление о том, как всё было на самом деле. Да и сама утопленница больше похожа на инфернальную панночку-ведьму из «Вия». Ну, это, наверное, чтобы внукам рассказчика страшнее было.

Как дешёвый эффект воспринимаются падающие на головы зрителя «листовки» с текстом письма, подписанным комиссаром. Собственно, такими эффектами наполнен весь спектакль, как будто создатель «Записок сумасшедшего», «Трёх сестёр» и «Степного волка» решил угодить непритязательному зрителю: хотите зрелищ – получайте!

Как известно, «Шпоньку» Гоголь не закончил, а в сборник «Вечера на хуторе» повесть поместили уже редакторы. Матвеев же решил не только отредактировать «Майскую ночь» (что в принципе допустимо, если не вредит содержанию), но и «драму» Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем подрезать, смазав финал. Хвала актёрам Сергею Андрееву и Владимиру Дёмину! Они блестяще воплотили образы своих персонажей и заметно оживили второй акт спектакля. Именно такими и представляешь этих незадачливых помещиков, читая Гоголя.

Бальзамом на сердце зрителя проливается история о старосветских помещиках, сыгранная Евгением Григорьевым и Натальей Антоненко. Она вышла такой, какой и должна быть – спокойной, проникновенной, трогательной, преисполненной светлой печали. Такой финал можно назвать творческой находкой и удачей режиссёра. И впечатление «Старосветские помещики» производят на зрителя столь сильное, что язык не поворачивается назвать спектакль плохим. Разве что сырым, над которым ещё бы немного поработать.

Контакты

414000 г. Астрахань,
ул. Ленина 23/20,
Астраханский обком КПРФ.
График работы: ПН.-ПТ.
C 9:00 до 18:00

На карте
+7 (8512) 51-49-13
+7 (8512) 52-00-03
info@kprfast.ru
Обратная связь
Сайт ЦК КПРФ

«КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Центральный комитет

«КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Астраханское областное отделение

ООО "Дети войны"

«ДЕТИ ВОЙНЫ»
Общероссийская общественная
организация