Марксизм - это научная теория, которая отображает закономерности природы, общества и мышления. Как и любая другая научная мысль, она со временем развивается и совершенствуется. Невозможно в одной статье передать всю суть марксистской теории. О том же, чтобы пересказать её во всем её полуторавековом развитии нечего и мечтать. Не один десяток книг был посвящен разбору одних только предпосылок зарождения марксизма. В этой статье мы попытаемся рассмотреть одну из идей марксизма, упростив её для более чёткого понимания.
Для начала стоит отметить, что главный и неизменный спутник капитализма - это деньги. Но что же они из себя представляют? Деньги - это всего лишь эквивалент (мера стоимости) по отношению ко всем другим видам товаров. То есть деньги сами по себе не имеют потребительной стоимости, не удовлетворяют ни чьих нужд и потребностей, они имеют лишь одно свойство – обмениваться на другие товары, и только в условиях рынка они могут иметь какую-либо ценность. Рынок же в этой системе служит средством распределения благ и использует деньги как самый удобный для этой системы инструмент такого распределения. Таким образом, мы понимаем, что, напечатав денег больше, чем существует товаров на рынке, мы не сможем приобрести больше благ; деньги как товар просто станут стоить меньше и утратят свою покупательную способность. Это значит, что количество денег в идеальной рыночной системе должно быть эквивалентно количеству существующих товаров.
Капитализм, который как раз и критиковали Маркс с Энгельсом, - это система распределения благ, при которой капиталист забирает большую часть прибыли, выплачивая своим подчиненным зарплату. И в нашем идеальном мире капиталист оплачивает всю затраченную силу работника. НО! Суть в том, что человек, работая, создаёт больше стоимости, чем тратит на это сил. В этом плане человек уникален. Ведь только человек может произвести прибавочную стоимость.
Для простоты примера возьмём отдельное государство, такое, где не было разграбления народного хозяйства – приватизации труда нескольких поколений наших предков немногочисленными предпринимателями.
Возьмем такое государство, где ни одного предпринимателя нельзя обвинить в коррупционных или мафиозных связях, этакий идеальный капиталистический строй из мира снов, где летают бабочки и бегают единороги. Абсолютно честно накопивший, взявший в кредит, нашедший клад и т.д. предприниматель открывает предприятие. Работники так или иначе участвуют в изготовлении и распределении товаров (добывают сырье, перерабатывают, продают и т.д.), на ранних этапах развития капиталист также активно учувствует в процессе, принося пользу всему производству – выполняет административные или управленческие функции, занимается интеллектуальной деятельностью, необходимой для развития бизнеса и т.д.
Капиталист, активно участвующий в производстве, абсолютно правомерно рассчитывает на получение определенного количества благ, оплачивающих затраченную им рабочую силу. Но из-за своего господствующего положения на предприятии он не ограничивается получением средств, равноценных его труду. Для улучшения своего благосостояния или для укрупнения предприятия капиталист забирает себе большую часть прибыли, которую произвели его работники. Ради увеличения собственной прибыли, предприниматель сокращает зарплаты и увеличивает наценку на конечный продукт, иначе просто неоткуда будет браться такому понятию как «прибыль», из-за которой только и есть смысл заниматься бизнесом. Но увеличивать цены товаров бесконечно нельзя, иначе его «сожрут» конкуренты. Теперь вспомним о том, что деньги, в которых исчисляется зарплата – это эквивалент стоимости товаров, в том числе и труда, в капиталистическом обществе превращенного в товар. Именно на этом этапе – этапе получения прибыли – мы и можем говорить о краже труда предпринимателем у трудящихся. Причем кража происходит как у «своих» трудящихся (путем уменьшения зарплат), так и у трудящихся других предприятий (путем искусственного завышения цен, т.е. отъема их рабочего времени, выраженного в деньгах).
А теперь добавим в эту схему тот факт, что одна из основных целей владения собственным бизнесом – уменьшение, а лучше полное устранение своего собственного труда, плюс несколько косвенных налогов, включенных в стоимость конечного продукта, несколько чиновников, которых время от времени необходимо «подмазывать». А главное, добавим вопросы: «Откуда всё-таки взялся первоначальный, стартовый капитал?» и «Какому классу принадлежит власть в стране? Много ли среди власть имущих рабочих, крестьян, продавцов? А если нет, то для кого пишет законы такая власть?». Рассмотрев всё вышесказанное нетрудно понять фразу: «Суть капитализма в частном присвоении прибавочной стоимости при коллективном способе производства». Не так ли? Говоря проще, весьма ограниченный круг капиталистов (предпринимателей) получает прибыль от труда огромного количества пролетариев (людей, продающих свою способность к труду).
У этой системы производства и распределения благ существует огромное количество неразрешимых парадоксов, пару из них приведем для ясности. Например, парадокс перепроизводства: чем больше товаров продается, тем большую прибыль получает предприниматель. Однако рано или поздно рынок перенасыщается этим видом товаров, продажи падают, производство встаёт, непроданные товары выбрасываются или уничтожаются, а граждане увольняются, пополняя собой ряды безработных. Не имея работы, граждане не могут приобретать новые товары, подрывая спрос и в других секторах производства. Парадокс номер два – каждому капиталисту выгодно платить рабочим меньшую зарплату, уменьшая тем самым свои расходы, однако ему невыгодно, если и другие капиталисты будут платить своим работникам маленькие зарплаты, иначе чем они будут оплачивать продукцию его предприятия? И всё по новой – падает покупательная способность, падает уровень продаж, закрываются предприятия, граждане идут на улицу и т.д. Как следствие таких парадоксов – постоянно повторяющиеся экономические кризисы.
Есть два пути развития капиталистического государства для решения таких проблем. Первый - это империализм, или, в крайней его форме, фашизм. Милитаризация экономики, объединение народа вокруг идеи общей земли или нации, поиск экономических интересов где-то за границей, холодная (экономическая) или горячая война с целью создания колониального или полуколониального государства, где можно будет покупать дешевый труд и куда можно будет продавать свои товары. Этот путь ведёт к ещё большему угнетению рабочих - не только своих, но и других стран. И второй, революционный путь – социализм. Система, при которой граждане объединяются вокруг идеи классов, система, отказавшаяся от понятий «прибыль» и «товарное производство», так как каждому платят по его труду и никто не получает прибыль «из воздуха», а произведенные предметы – не товары, которые необходимо «втюхать», а блага, которые необходимо распределить. И всё, что было создано трудом народа, вернуть этому же народу в виде предметов, услуг и других благ. В XX веке мы видели обе системы в действии, мы видели и их противостояние, ибо война – высшая форма политики, а политика всего лишь проявление экономических интересов государства на мировой арене.
В заключение хотел бы напомнить цитату немецкой социалистки и борца за права женщин Розы Люксембург: «Выбор, стоящий перед человечеством — социализм или варварство!». В XX веке нам повезло, после революции февраля 1917 г. нашим предкам хватило полгода, чтобы понять, что жить в варварстве они не хотят. Практически тридцать последних лет мы в нём живем. Может пора вспомнить про второй путь?