Под «старой бедностью» эксперты понимают уровень жизни тех людей, у которых он опустился в результате радикальных экономических реформ 90-х годов ХХ века. Банкротили сотни предприятий, разгоняли колхозы и совхозы. Десятки тысяч граждан теряли работу и заработок. Но у них был достаточный уровень образования и квалификации, чтобы в случае улучшения экономической конъюнктуры найти работу и улучшить свое материальное положение.
«Новая бедность» - это нищета тех, кто вырос в «благословенной путинской РФ», но в семьях с низким достатком. У них не было возможности получить профессиональное образование и своими собственными силами вырваться из бедности они не могут. Даже если конъюнктура улучается, они остаются в стороне.
В конце февраля вице-премьер Т. Голикова заявила, что правительство РФ прикладывает усилия к тому, чтобы реальные доходы трудящихся росли. Что-то действительно делается: увеличен материнский капитал, льготная ипотека, «на копейки», но повышен МРОТ, в период пандемии введены дополнительные выплаты на детей и т.п.
Но при искреннем желании бороться с бедностью необходимо учитывать не только рост доходов, но и рост расходов. Повышая различные выплаты, надо следить, чтобы их не поглощал рост различных сборов, налогов, штрафов, рост цен на все и вся.
Да и повышение зарплат бюджетникам не должно быть «номером иллюзиониста». Повышают ставки или оклады, но снимают отдельные надбавки (за стаж, за классность, за особые условия труда). В итоге прибавка оказывается или мизерной или вообще никакой.
Штрафами в последнее время население буквально задушили. Отчитываются о них, как о трудовых достижениях. Постояли астраханские силовики на мосту определенное время и хвалятся, что оштрафовали граждан на 210 млн. рублей. А уж сколько собрали за прогулки без масок, подчитать трудно.
«Россия – горячая точка на карте мира из-за роста цен на продукты» - заявило недавно агентство Bloomberg. Действительно, цены на продукты в РФ растут постоянно, но в 2020, 2021 гг. они просто взбесились.
С лета прошлого года мировые цены на сельхозтовары повысились на 20-30%.
В ЕС это привело в среднем к подорожанию продовольствия на 1%, а у нас на – 7,8%. Но это в среднем. Рост цен на самые ходовые продукты значительно выше. Независимые исследователи (компании «Ромир», «Платформа ОФД» и др.) называют такие цифры: пшеничная мука подорожала на 27%, подсолнечное масло - на 26%, сахар – на 61%). Но даже «консервативный» Росстат не скрывает, что за последние 10 лет отдельные продукты подорожали в три раза, а реальные доходы граждан упали ниже уровня 2010 г. Вот реальные результаты «борьбы с бедностью». Депутат Заксобрания Петербурга О. Дмитриева отмечает, что наибольший рост цен приходится на самые дешевые продукты: хлеб, макаронные изделия.
И это на фоне рекордного урожая зерновых и роста экспорта сельхозпродуктов, причем даже по тем товарным группам, где собственное производство удовлетворяет потребности менее, чем на 50%. Это говорит о том, что для резкого роста цен на продовольствие не было объективных причин, кризис здесь рукотворный.
Правительство не умеет или не хочет регулировать сельхозрынок: своевременно вводить экспортные вывозные таможенные пошлины и, наоборот, снимать импортные ввозные.
Теперь регулировать цен на продовольствие сложно, так как весь урожай практически продан.
Но осенью руководство страны решило бороться с ростом цен административными методами. В декабре договорилось с ретейлом и производителями об ограничении цен. Но в феврале ситуация вышла из-под контроля. Мера явно не сработала и сработать не могла.
Особенно в тяжелом положении оказались самые бедные. Чтобы помочь им в краткосрочной перспективе, необходимо введение адресных продовольственных сертификатов. Так считают многие эксперты. Замминистра экономики РФ 1995-2000 гг. И. Стариков полагает, что граждан, вынужденных жить впроголодь, в РФ 30 миллионов. «Если в среднем выделить по пять тысяч на человека, потребуется 1,8 триллиона рублей, но это создаст гарантированный спрос на продукцию отечественных производителей, улучшит рацион питания граждан, что скажется на здоровье» (И. Стариков). Однако, это вынужденная краткосрочная мера.
Чтобы снизить уровень бедности до 6,5% населения, как предложено президентом Путиным к 2030 г., необходим рост экономики, который невозможен без форсированной реиндустриализации, о которой многие годы говорят коммунисты, предоставляя конкретные расчеты, откуда на неё взять средства.
Необходим жесткий правительственный контроль за противоестественными потребностями монополий, которые готовы с жадностью содержать любое повышение доходов трудящихся.
Необходимо перераспределение национального дохода, прежде всего с помощью зарплат. На их уровень правительство может влиять, значительно повышая МРОТ.
Необходимо увеличение расходов на социальную сферу, на то, что в СССР называлось «общественные фонды потребления».
Пока мы этих мер не наблюдаем, а раздача напечатанных рублей, не обеспеченных ростом производства, только разгоняет инфляцию.
Необходимо реальное импортозамещение. Ведь у нас не только продовольствие, но и многие непродовольственные товары первой необходимости «привозные из-за бугра». А рубль постоянно падает в цене: с 61 рубля за доллар в последние годы, до 74 рублей сейчас. Из-за этого растут цены на средства защиты растений, семена, ветпрепараты, оборудование и многое другое. В результате дорожают не только товары зарубежного производства, но и местные.
По ощущениям россиян инфляция разогналась до 12%, а реального снижения бедности, увы, они не чувствуют.