Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Если кто помнит, то с этого стихотворения ленинградского поэта-фронтовика Сергея Орлова начинается старый фильм «Жаворонок». Кто сможет, посмотрите его ещё раз, фильм того стоит. Это произведение о неизвестном солдата, но слова его словно о нашем отце, простом солдате, «без званий и наград», тихо умершем в конце 60-х годов.
Наш отец Каналиев Жубай Хоналиевич, 1912 года рождения, был участником двух войн - Советско-финской и Великой Отечественной. До призыва на военную службу, сначала на одну войну, потом на другую, проживал он там же, где и родился, в селе Котельня Лаганского района Калмыцкой АССР.
Как нам сообщали наши земляки и родственники, село Котельня сейчас не существует. Остался один бугор, на котором этот населённый пункт когда-то располагался. По словам окрестных жителей, иногда сюда приезжают на рыбалку отдыхающие из разных краёв. Так что существует данное село только в памяти.
Как и положено, во время призыва отец наш заполнял анкету, из которой следовало, что был он, до того, как надеть военную форму, рабочим, беспартийным. В графе «образование» стояло «малограмотный», а на службу призван Лаганским РВК Калмыцкой АССР. «Малограмотный» - это ещё ничего, это значит, хотя бы ликбез прошёл, а вот один из его земляков, рыбак-колхозник Б. тот вообще был записан в их общем реестре («Акт от 18.10.43») как «неграмотный». Что же, не до всех в довоенное время добрался ликбез, хотя с неграмотностью боролись довольно жестко.
Про его участие в Советско-финской войне нам ничего неизвестно по причине, о которой будет сказано ниже, но вот его участие в Великой Отечественной хоть и немного, но прослеживается. Конечно, о своей военной деятельности он нам пытался рассказать, но мы, дети, были маленькие и что-либо запомнить так и не смогли. Вот если были бы постарше!
Умер папа рано, оставив нас, четверых детей: сыновей Бержана, 1952 года, он старший среди нас, и Бахтигирея и дочек Пихит и меня, Равзу. Умер наш родитель всё по той причине, что пожить дольше ему не дали ранения, полученные на фронте. Понятное дело, что были те раны серьёзные - так, до самой смерти носил он у себя в животе осколок, полученный при отражении вражеской атаки где-то в Венгрии, возможно, у озера Балатон. Так, с тем осколком он и был похоронен.
Когда отец умер, то мать наша, словно повинуясь какому-то неведомому инстинкту, взяла все его документы, в том числе относящиеся к военному периоду его жизни, и бросила в печку. Сказала, что раз его теперь нет на этом свете, то пусть не будет и отцовских бумаг. Что двигало её поступками, какое суеверие, разве узнаешь? Так что сведения, которые мы могли бы получить хотя бы из его военного билета и других документов, так для нас и остались неизвестными. В том числе и те, что относились к его участию в Советско-финской войне.
Тем не менее, когда мы стали уже взрослыми - а нас четверо детей участника войны, я, Равза Джубаевна, 1958 г. рождения, третья по счёту, то захотели хоть что-то узнать о ратной судьбе отца, тем более, что нынешний год является годом 75-летия Победы. Пытались узнать и раньше, но как это было сделать, если наши сведения были очень уж отрывистыми, что по этим исходным данным можно было бы выяснить?
Получилось это совсем недавно. Спасибо за сведения об отце такой организации, как ЦАМО, это Центральный архив министерства обороны - там как раз и хранятся сведения о многих участниках войны. Неравнодушные люди восстановили биографии воинов и разместили необходимые сведения в свободном доступе, в частности в интернете на страничках «Память народа», «Подвиг народа» и других.
Мы представившейся возможностью воспользовались. Узнали, наш отец не был судим, на оккупированной территории не был; в графе «Участие в боях» стоит «да» (возможно, эти данные с периода советско-финской), наград нет; ранение - 1, правда, где случилось ранение, где и какова его тяжесть - неизвестно; присягу принял. На самом деле ранений было два, причём, первое - в ногу - случилось на Советско-финской, он сам про это говорил, но в этой анкете данное ранение просто не было учтено. В общем, стандартные сведения - таковы были документы того времени.
18.10.43 г. красноармеец-пулемётчик Каналиев Жубай Хоналиевич выбыл в 3-й гв. стр. полк 4-й гв. Краснознаменной стр. дивизии 31-го гв. стр. корпуса 5-й Ударной армии/команд. ген.-лейт. Цветаев. Вполне вероятно участие отца в Мелитопольской операции 26.09. - 5.11.43 г. по освобождению Северной Таврии.
С 10.02.44. корпус находился в составе 3-го Украинского фронта и участвует в составе фронта в освобождении Правобережной Украины и Ясско-Кишиневской операции.
Вспомним, что 3-й Украинский фронт создан 20.10.1943 г., так что наш отец был в некотором роде одним из первых его военнослужащих. Отмечено в сведениях, полученных нами об отце, что он выбыл из своей войсковой части в 200-й запасной стр. полк 28.12.44 г., в частности, убыл в пулемётный батальон того же 200-го ЗСП. Ну, а далее, вполне вероятно, что пулемётчик мог принять участие в Будапештской и даже Балатонской операциях и освобождении Вены.
Вот где побывал со своим корпусом и своим полком наш отец. После войны он переехал из Лагани в Икряное, работал на стройках и всё время мучился от полученных ранений, потому и умер совсем рано, оставив мать с четырьмя детьми. Похоронен на территории бывш. Озерновского сельсовета. И его жизнь была не сахар, и наша тоже не сладкая. Тем не менее, никто не пропал, все хоть и немногого, но всё равно чего-то добились в жизни, а теперь вот узнали кое-что, но очень важное для нас из его военной биографии. Спасибо тем, кто имел отношение к поискам!
КАСЬЯНОВА Равза Джубаевна, дочь участника войны Каналиева Жубая Хоналиевича, пос. Красные Баррикады.