Российская Федерация – социальное государство. (Ст. 7 Конституции РФ)
Социальное государство – это буржуазное государство. Средства производства в нём принадлежат капиталистам, эксплуатирующим наемный труд, но ради сохранения своего господства они позволяют наемным труженикам отстаивать право на достойную цену своей рабочей силы.
В период Великой депрессии, когда в США назревала революционная ситуация, президент Ф. Рузвельт разработал «Новый курс». Были законодательно закреплены права рабочих на коллективный договор с работодателями и организацию профсоюзов, определены государственные мероприятия по борьбе с бедностью, ликвидирован детский труд, введены пенсии по старости.
Капитализм в США был спасен. С барского стола эксплуатируемым были брошены не только крошки, но и «печенки с пироженками».
Сегодня понятие «социальное государство» закреплено в качестве конституционного принципа в ФРГ, Японии, Франции, Италии, Португалии, Швеции.
В экономической классовой борьбе пролетариат процветающих (в основном за счёт колониальной и неоколониалистской политики) стран научился неплохо вести торг с работодателями за достойную цену своей рабочей силы. Не только и не столько петициями, сколько массовыми многотысячными забастовками.
Несколько десятилетий им в этом активно помогали советские люди. Нет, СССР не был «экспортером социалистических революций», как до сих пор пытаются утверждать антикоммунисты всех мастей. СССР был первым в мире социалистическим государством. Примером того, что сами трудящиеся могут владеть и эффективно управлять средствами производства. Здесь не было эксплуатации тружеников, не было безработицы, здесь целью производства была не прибыль, а удовлетворение здоровых потребностей граждан, потому здравоохранение и образование были реально бесплатными, сокровища культуры доступны всем, цены на продукты, товары первой необходимости, тарифы на услуги ЖКХ не менялись десятилетиями.
К сожалению, немало было в нашей стране людей, в которых дремали силы частных собственников. Нашлись «вожди», увлекшие этих, жаждавших заиметь две «Волги», на штурм «тоталитарного государства». СССР был развален, законно избранный парламент России расстрелян, страна разграблена, Конституция переписана. В ней РФ названа социальным государством. Грабители того, что создано поколениями советских людей, стали «законными» владельцами награбленного. Это 1% россиян.
Большинство же вместо обещанных райских кущ получило бесправие и нищету.
Добиваться достойной цены рабочей силы можно в социальном (не забудем – буржуазном) государстве только мощной организованной протестной борьбой. Опыт такой борьбы советские труженики за годы Советской власти утратили, а нувориши российские учли все «ошибки» братьев по своему классу. Первым делом расправились с пролетариатом, устроив деиндустриализацию страны. Остальных загнали в такую удавку, что их положение порой хуже рабского. Рабам не платили за труд, но их кормили. Российским трудящимся могут месяцами не платить зарплату и никого не волнует, чем они питаются. Люди поглощены борьбой с нищетой. Боятся высовываться, потерять то малое, что имеют.
Но протест зреет. Проведенные летом 2019 г. соцопросы показали, что 59% россиян считают: нужны решительные перемены. Больше всего несогласных с ельцинско-путинским социальным государством среди молодежи.
Власть испугалась. Спешно меняются декорации. Отправлено в отставку одно правительство. Начало работать новое. Много слов о социальных обязательствах государства, но ещё больше дел «по закручиванию гаек». Вносятся поправки к Конституцию. Пропагандисты и агитаторы неумолчно твердят о подачках трудящимся, но в тени политические статьи, укрепляющие «самодержавие» президента – охранителя прав олигархов.
Каких же решительных перемен жаждут граждане России? 53% полагают, что нужна смена общественно-политической системы. России нужен социализм. Переворот созрел. Но класса, который должен его совершить, – нет. Нет единого коммунистического движения. Число псевдокоммунистических партий трудно подсчитать. Нет и единого протестного движения.
Не готовы люди наемного труда России к мощным единым действиям, которые обеспечат смену социального государства на социалистическое. Но сказать решительное нет «Конституции Ельцина с косметическими заплатками Путина» (Н. Андреева) можем и должны.