Легенда гласит, что Жанна Д’ Арк погибла близ Компьена, вместо неё была осуждена и сожжена на костре совсем другая девушка… Только за что ей, этой другой, такое наказание и почему она выбрала смерть, а не жизнь?
Средневековая легенда легла в основу пьесы болгарского драматурга Стефана Цанева «Вторая смерть Жанны Д’ Арк». Пьеса, написанная в 1990 году, обрела новую жизнь в театре «Периферия» в постановке Александра Беляева.
Жанр спектакля определён как «трагифарс». Но несмотря на все фарсовые моменты (не всегда уместные), именно героика и трагизм происходящего выводят спектакль на высокий философский уровень, одновременно пробирая зрителя до самого нутра.
Выбор героини между постылой жизнью и героической смертью, унизительным отречением и подвигом становится предметом обсуждения с её палачом и… Богом, усталым и разочарованным в людях, созданных по его образу и подобию.
Такой расклад используется как инструмент выявления пороков современного общества, в котором «быть верующим выгодно», сильные мира сего обворовывают народ для его же блага, а тех, кто напоминает людям об идеалах, уничтожают, как когда-то отправляли на крест или на костёр.
Какой выбор сделает томящаяся в неволе узница – об этом не знает ни её палач, ни всеведущий, казалось бы, Бог, ни она сама вплоть до самого финала.
Молодые актёры «Периферии» Денис Кораблёв, Егор Журавский и Екатерина Якшина с блеском справились со сложными и, на первый взгляд, не вполне подходящими им ролями.
Шаг за шагом, слово за словом происходит трансформация образа главной героини - из жалкого и нелепого в героический образ девы-борца, смертью смерть поправшей. И воспринимается эта дева уже не как жертва, но как «Свобода, ведущая народ».
А композиция Юрия Шевчука звучит в финале как гимн этой свободе.