Эти слова из песни «Спустилась ночь» в исполнении несравненного Леонида Осиповича Утёсова повествуют о диалоге ветерана русского, а впоследствии Красного (Советского) Военно-Морского Флота с молодым сослуживцем.
В варианте исполнения песни самим Леонидом Осиповичем, который я видел по телевидению в начале 80-х годов прошлого века, звучит монолог «потёмкинца»: «А было так, тогда команде дали опять гнилое мясо на обед, матросы эту падаль есть не стали, а кок сказал: «Другого мяса нет!» В немного другом исполнении песни этот куплет звучит примерно так: «А было так, служил на нашем судне, тогда помощник – старый изувер. Он избивал и в праздники, и в будни, не человек, а просто – лютый зверь…» Этот вариант куплета освещает, что позорящее вооружённые силы явление, прозванное «дедовщиной», имело место ещё при царском режиме. Далее в песне старый моряк рассказывает о трагических событиях далёкого 1905 года, известных нам по урокам истории, киношедевру знаменитого советского режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», снятого по сценарию известной революционерки и деятеля искусств Нины Фердинандовны Агаджановой – Шутко и литературным произведениям, среди которых повесть Валентина Петровича Катаева «Белеет парус одинокий», по мотивам которой снят прекрасный советский сериал «Волны Чёрного моря».
В этом году революции 1905 года исполнилось 115 лет. Одним из грандиозных событий лета того года был бунт на ставшем мятежным корабле. Не знаю, насколько уместно эту дату назвать юбилеем, но события нашей истории, из жизни и памяти людской передающейся из поколения в поколение, – не вычеркнуть!
Наша Астрахань, не имеющая непосредственного отношения к тем событиям, косвенно связана с ними. Дело в том, что в городе и районах области в былые времена проживали участники восстания на «Потёмкине». В середине – конце 80-х годов прошлого века мне не раз приходилось ездить в колхоз «Россия» Харабалинского района на сбор томатов и других сельхозкультур. Проживая около двух месяцев в студенческих лагерях, была надобность посетить райцентр – город Харабали. Тогда моё внимание привлекла мемориальная доска на одном из стоящих на улице Октябрьской деревянных домов, повествующая, что в этом доме жил Надзянов А.Д. - участник восстания на броненосце «Потёмкин», секретарь парторганизации в селе Харабали. Дом с памятной доской я запечатлел на фотоплёнке своей старой «Сменой». Мемориальная доска не оставила меня равнодушным, и я пытался узнать об участнике восстания у местного населения. Побеседовав со встретившейся на улице одной из жительниц Харабалей – рабочей или служащей Харабалинского консервного завода, я узнал, что пионерская дружина школы, где она училась, носила имя Надзянова, что моя собеседница сказала с большой гордостью! Сравнительно недавно я связался по телефону с Администрацией Харабалей и работниками Харабалинского местного архива. Они мне поведали, что Алексей Дмитриевич Надзянов (1882 – 1947) родился в Одессе в семье моряка дальнего плавания. Осенью 1904 года был призван в царскую армию и направлен младшим машинистом на броненосец «Потёмкин». Моряк – черноморец Алексей Надзянов бесстрашно участвовал в восстании. Отбыв заключение, он в 1913 году был сослан под надзор полиции в село Харабали, где в 1918-м году возглавил парторганизацию. В эпоху коллективизации А.Д. Надзянов был избран секретарём колхоза «Искра». Нелегко было бывшему моряку – повстанцу. На него было совершено покушение, он был жестоко избит, но это его не сломило, и он до последнего дня жизни остался верным революционным идеям! Кроме А.Д. Надзянова в Астрахани и районах области проживали другие участники восстания на «Потёмкине».
Почётный гражданин города Астрахани, ветеран КПСС, известный историк, писатель краевед и художник, заслуженный учитель РСФСР, обладатель других достойных званий регалий и государственных наград Александр Сергеевич Марков вспоминает, как много лет назад в Астрахань приезжал участник восстания на броненосце «Потёмкин», видный советский и партийный деятель Иван Акимович Лычёв, собирая в Астраханском областном архиве материалы для книги «Потёмкинцы». Также Александр Сергеевич помнит, как его коллега по перу, известный астраханский писатель Константин Ерымовский рассказывал о встрече с астраханцем – участником восстания, который в силу почтенного возраста спутал город Константинополь с Констанцой в Румынии, куда прибыл мятежный корабль. Среди известных мне наших земляков, непосредственно встречавшихся с «потёмкинцами»: поэт – фронтовик Юрий Иванович Кочетков, которого уже, к сожалению, нет с нами, и известный радиожурналист, автор множества публикаций и поэтических произведений трёх литературных сборников, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кавалер государственных наград, член Союза журналистов с 1970 года Сергей Павлович Студенский. Сергей Павлович вспоминает, как в шестидесятые годы в преддверии одного из советских праздников он в Харабалинском районе встретился с бодрым (несмотря на почтенные годы) и подтянутым, одетым во флотскую форму ветераном восстания на мятежном судне, приехав брать у него интервью.
Из учебников истории нам известно об активистах восстания на этом русском корабле - моряках по фамилии Вакуленчук и Матюшенко. И одна из улиц Астрахани в Трусовском районе, возле бывшего кинотеатра «Прогресс» носит имя Матюшенко! Григорий Никитич Вакуленчук, в отличие от матроса Афанасия Николаевича Матюшенко, был артиллерийским унтер-офицером Черноморского флота. Это говорит о том, что восстание поднимали не только матросы…События на броненосце «Потёмкин» или «Князь Потёмкин-Таврический», как полностью именовался этот корабль, после переименованный императором Николаем Вторым в «Святой Лаврентий», всколыхнули не только экипаж мятежного крейсера, город Одессу, но и весь мир. С борта корабля были даны радиограммы о бунте. Как видно, радио (беспроводной телеграф), изобретенное тогда нашим знаменитым соотечественником Александром Степановичем Поповым чудо техники, было использовано моряками судна как мировое СМИ!
Как уже было сказано выше, двадцать лет спустя знаменитый советский кинематографист Сергей Михайлович Эйзенштейн, чьё светлое имя носит улица Москвы, на которой находится Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького и студия детского киножурнала «Ералаш», снял кинофильм «Броненосец Потёмкин». Фильм, показавший на высочайшем уровне режиссёрское мастерство С. Эйзенштейна, операторское искусство Эдуарда Тиссэ и творчество многих других создателей, стал символом советского революционного киноискусства! Эксклюзивом была при чёрно-белом немом кино демонстрация поднятия на судне красного флага, сделанного посредством ручного разукрашивания на киноленте. В одной из книг советского периода я прочитал, что до Октябрьской революции был снят небольшой фильм об этом восстании. Помню рисунок в старом журнале «Крокодил», где художник прославлял киношедевр Эйзенштейна как удар искусством по мировой буржуазии. А большая лестница в Одессе называется Потёмкинской.
Революционный мятежный корабль запечатлён не только в исторических документах, произведениях литературы и киноискусства, но и в… изделиях детского технического творчества. Я хорошо помню, как на день рождения, когда мне исполнилось десять лет, соседка подарила сборную пластиковую модель броненосца «Потёмкин», которую я собрал с другом – одноклассником.
Если кому-то из астраханцев что-то известно об участниках восстания на броненосце «Потёмкин» и другие факты, связанные с этим бунтом и прочими событиями революции 1905 года, а может, и новые подробности о съёмках в Одессе знаменитой кинокартины, то они могут об этом сообщить в редакцию «Астраханской Правды».