Глубокой ночью я проснулся от внезапного резкого звука. Под окном моей квартиры по улице Савушкина около КАСПНИРХа по шоссе с большой скоростью проехал мотоциклист со снятым глушителем. Поскольку это является грубым нарушением условий отдыха астраханцев, полагаю, что этого мотоциклиста следует назвать «звуковым хулиганом».
Это событие не является единичным случаем.
По данным Ю.И. Захарова и Е.С. Карнауха - учёных Астраханского университета - средний уровень шума по разным районам Астрахани достигает 83 дБ. В то время как шум от мотоцикла достигал, по моему ощущению, 120 дБ, причём находился он в зоне высоких частот.
Такому шуму подвергаются многие жители микрорайона улиц Татищева, Савушкина, 28-й Армии и других. В этом микрорайоне находятся объекты, требующие защиты от повышенного шума, т.е. более низкого уровня звука. К таким объектам относятся: АГУ, АГТУ, КаспНИРХ, детская поликлиника, детские сады и ясли, общежития ВУЗов и колледжей. Кроме того, ряд ветеранов и инвалидов получили в этом микрорайоне жилплощадь.
Высокий уровень шума в этом микрорайоне возрос за счет увеличения транспортных перевозок в этом микрорайоне. Этот аспект учитывался в некоторой степени при составлении плана реконструкции города. План был выполнен под руководством Кудрявцевой - главного архитектора города.
Встаёт вопрос: в чём вредность и опасность шума и почему с ним надо бороться?
Медицинская статистика располагает показателями о том, что шум вредно влияет на нервную систему человека. Внезапно возникший шум (сигнал, тревога) служат причиной травматизма, в основном, от испуга, возрастает давление у гипертоников, вредно влияет на хронические заболевания людей. По данным ученых ФРГ, отмечены случаи, когда шумовые отклонения являлись толчком к онкологическим заболеваниям.
Не видно противодействия выходкам хулиганов со стороны мэрии, администрации области, органов надзора (прокуратуры) и санитарного надзора.
Необходимо в создавшихся условиях разработать систему защиты населения в данных микрорайонах с учётом имеющейся обстановки.
На мой взгляд, надо предусмотреть два направления:
1. Запретительные меры.
Это запрет всех видов транспорта, издающих громыхающие и специфические звуки, в основном это строительной и гидротехники (землечерпалки). Запрет на въезд в определенные кварталы, кроме машин спецавтотранспорта: скорой помощи, полиции и пожарных автомашин.
2.Ограничение транспортных шумов, исходящих от транспортных потоков. Например, применение антишумового подхода. Этот подход реализуется за счет применения плоских пластин с гладкой поверхностью (имеющих большой коэффициент отражения). Второй слой накладывается на первый и поглощает шум за счет применения мягких материалов с высоким уровнем поглощения (например, за счет резины пористой). Первый слой этой пластины конструкторы должны предусмотреть на предмет рекламы. В первую очередь, по борьбе с шумом и авариями на дорогах. Доходы от рекламы необходимо направить на финансирование этих мероприятий.
Кроме того, необходимо широко применять по краю дорог посадку густокустовых деревьев, типа акаций с мелкой листвой.
За последнее время хулиганы «усовершенствовали» свою «технологию». Кроме «звукового хулиганства» они запускают музыку, и она гремит на всю катушку, когда гуляют свадьбу в ресторане «Карфаген». Совсем как в известной песне: «А свадьба пела и плясала».