В 1941 году советская страна готовилась торжественно почтить память великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Исполнялось 100 лет со дня его гибели.
Так случилось, что юбилеи его рождения и смерти совпадают с трагическими датами в истории России: 1814 – год рождения М.Ю. Лермонтова – 1914 г. – начало Первой мировой войны; 1841 – год гибели поэта – 1941 – начало Великой Отечественной войны.
С самого начала 1941 года проходили научные конференции, посвященные его творчеству, многотысячными тиражами на русском языке и языках народов СССР издавались монографии о нём.
28 мая 1941 года было подписано к печати пособие для учителей средних школ «М.Ю. Лермонтов в портретах и иллюстрациях», а уже в конце июня оно появилось на книжных развалах в Ленинграде.
22 июня 1941 года. Молодому лейтенанту дали три часа, чтобы проститься с семьей. Он буквально бежал к жене и годовалой дочке. И вдруг увидел очередь на проспекте Лермонтова. Уже шла война. Уже бомбили фашисты Лугу, а люди стояли в очереди, чтобы приобрести прекрасно изданную книгу.
И как ни торопился лётчик, а встал в эту очередь. Благо она продвигалась быстро, и книга ему досталась одной из последних. Жена только что окончила филфак, получила распределение в сельскую школу. Это ей отличный подарок. И вот члены молодой семьи встретились перед разлукой. Они ещё не знали, какой долгой она будет, какие испытания их ждут.
-- Знаешь, Аня, -- сказал супруг, -- времени у меня, чтобы побыть с тобой, 75 минут. Давай не будем чаи распивать, наказы друг другу давать, просто сядем и полистаем эту книгу.
И они листали её 75 минут, и потом всю жизнь вспоминали эти минуты. Казалось, вся книга была про них.
-- Мы целовались всякий раз, как встречали стихи о любви, -- вспоминала впоследствии Аня.
«…хоть день, хоть час
Ещё желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить…»«Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно».«И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей».
Вспоминали затянувшиеся свидания в белые ночи, когда читали «Юнкерскую молитву»:
«Ещё моленье
Прошу принять --
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать».
75 минут пролетели быстро. Она с маленькой дочкой на руках проводила его до трамвая, он крикнул: «А если что, прочти страницу 186».
Она пришла домой. Не стала ждать «а если что», сразу же открыла 186-ю страницу и прочитала:
«Пускай холодною землёю
Засыпан я.О друг! Всегда, везде с тобою
Душа моя».
Ну уж нет! Ты вернешься с победой из Берлина, и мы снова будем листать эту книгу, - решила молодая жена.
Уехать из Ленинграда до того, как сомкнулось кольцо блокады, она не успела.
Ужас зимы конца 41-го и начала 42-го года вспоминать без содрогания не могла и десятки лет спустя. Чтобы согреться, жильцы их коммунальной квартиры отправляли в буржуйку всё, что горело, даже самое дорогое – книги.
Но последний подарок мужа – «М.Ю. Лермонтов в портретах и иллюстрациях» хранила. В феврале 1942 г. их эвакуировали по Дороге жизни. Взять с собой разрешалось минимум вещей, но эту книгу она с собой взяла.
Им повезло. Через Ладогу они переправились, хотя ледовую трассу беспрерывно бомбили.
К месту назначения в сельскую школу, куда была направлена по распределению, прибыла только к концу у третьей четверти. В селе было много эвакуированных. Школа работала в три смены. Жилось трудно и голодно, но всем хотелось сделать для победы как можно больше. И каким же помощником был Лермонтов!
- Я каждый день бессмертным
сделать бы желал,
Как тень великого героя,
И понять я не могу,
что значит отдыхать.
Поэзия подвига. Поэзия силы и действия. Вольный славянин, павший в битве, «не простонав», брат бурь Мцыри, Демон, гордо враждующий с божеством, Калашников, не устрашившийся Грозного царя, герои Бородина. Как близки были лермонтовские богатыри богатырскому поколению Великой Отечественной войны! «Плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля…»
Но тот офицер, что в начале войны был лейтенантом, вернулся. До Берлина он дошёл. Но к семье прибыл с другого конца планеты. Из Харбина после победы над Японией. Это был уже не кудрявый смешливый молодой человек, а майор с поседевшими висками. И хотя отпуск был краткосрочным, у них теперь было время на чаи и разговоры. «М.Ю. Лермонтов в портретах и иллюстрациях» они листали на следующий день.
- Мы снова встретились с тобой,
Но как мы оба изменились!- Люблю Россию я…
Её степей холодное молчанье,Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
Вспоминали войну, погибших на фронте, умерших в блокаду друзей. С благодарностью думали о поручике пехотного Тенгинского полка, который умел не только храбро воевать, но и во всём величии показать подвиги тех, кто борется за свободу, и заклеймить тех, кто свободу попирает.
- Жалкий человек.
Чего он хочет!... небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?- Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!...
Есть грозный суд: он ждёт…
Время безжалостно. Ушли в мир иной герои этой заметки, но живы их потомки, трое из них стали учителями. Как главную семейную ценность хранят они пособие для учителей средней школы «М.Ю. Лермонтов в портретах и иллюстрациях».
В День Победы и в День памяти и скорби склоняют голову, вспоминая всех, кто боролся и отстоял свободу Родины, и тех, кто им помогал, в том числе и поручика Лермонтова, великого русского поэта, убитого безжалостной рукой 15 июля 1841 года.