…Каждый день, а точнее, каждый свой рабочий день, этот уже немолодой человек спешит в расположенный на улице Свердлова Центр детского научно-технического творчества регионального школьного технопарка (ЦДНТТ РШТ). Герой моего повествования – наш уважаемый земляк Александр Васильевич Гаврилов (на снимке) - пятьдесят лет плодотворно обучает ребят искусству волшебного объектива!
Нынешний год для этого человека – по-своему особый. За неделю до начала нового учебного года он встретил свой личный 75-летний юбилей. Юбиляр был награждён Почётной грамотой Астраханской областной организации профсоюза работников образования и науки. Александра Васильевича радушно поздравили товарищи по работе, где он много лет является активистом профсоюза и одно время был профоргом, а также: спутница жизни Евгения Васильевна, ранее несколько лет работавшая главным бухгалтером в Центре детского научно-технического творчества, сыновья Василий Александрович – профессиональный юрист, Дмитрий Александрович, ныне являющийся высококлассным специалистом по ремонту сложной бытовой техники, внучки: десятиклассница Виктория и четвероклассница Екатерина, коллеги, нынешние и бывшие многочисленные ученики, родственники и знакомые. Помимо тёплых слов в прозе в его адрес звучали стихи, и было опубликовано поздравление на странице нашего еженедельника.
Несмотря на уже давно не комсомольский возраст, Александр Васильевич Гаврилов активен и трудолюбив, он каждый свой рабочий день с радостью спешит в ставшее ему за эти пять десятков лет родное учреждение дополнительного образования. Хочется сказать, что этот человек с детства воплотил в себе две стези: техническое и художественно-театральное творчество. В какой-то степени отдалённо вспоминается бытовавший в годы его комсомольской юности вечный спор между физиками и лириками. Он умел прекрасно ремонтировать велосипеды, став старше и приобретя бобинный (катушечный) магнитофон, находил способы модернизировать чудо техники того времени. Когда астраханская зима дарила снег и лёд, Александр Васильевич (тогда просто Саша) играл в хоккей. Чтобы, полагаю, не просить у родителей денег на покупку клюшки, он сам изготовлял этот спортивный инвентарь. Однажды, делая клюшку, он нечаянно топором сильно поранил руку. Несмотря на боль и кровь, находчивый пионер не растерялся и помчался в расположенную тогда напротив ТЮЗа городскую станцию скорой медицинской помощи, где специалисты оказали ему высококвалифицированную помощь. Об этом до сих пор напоминает небольшой шрам.
Но не будем о грустном. Поговорим о весёлом и радостном из его пионерского детства. Этот мальчик, стремясь к волшебному миру искусства, пришёл в астраханский Дворец пионеров и школьников им. С.М. Кирова, который несколько десятков лет располагался в старинном, невероятно красивом известном доме Губина на Красной набережной. Саша Гаврилов стал старательно заниматься в пионерском кукольном театре у педагога-фронтовика Дмитрия Георгиевича Тархова, а также в фотокружке, руководимом Иваном Васильевичем Казанским – участником Великой Отечественной войны, у которого в течение многих лет тысячи астраханских мальчишек и девчонок учились искусству светописи – фотографии. Знаменитую фразу своего любимого учителя Ивана Васильевича: «На негативе – соринка, а на позитиве будет бревно!» А.В. Гаврилов нередко употребляет, разъясняя технологию уже уходящего в прошлое фотоискусства-аналоговой (с использованием негативных фотоплёнок и пластинок) фотосъёмки и фотопечати. Следует сказать, что Иван Васильевич Казанский, руководя фотокружком и любительской киностудией «Поиск» во Дворце пионеров, прекрасно преподавал начальную военную подготовку (НВП) в средней общеобразовательной школе №5 им. М. Горького, из стен которой вышло много достойных известных людей!
Окончив среднюю общеобразовательную школу №11 (ныне школа им. Гейдара Алиева), где в старших классах в плане трудового обучения получил профессию шофёра (это сказывается на том, что он до сих пор мастерски управляет своими «Жигулями» – гордостью советской легковой автопромышленности), комсомолец А. Гаврилов успешно поступает на филфак Астраханского государственного педагогического института им. С.М. Кирова. В ВУЗе он продолжает активно заниматься фототворчеством, где сотрудничает с Людмилой Васильевной Ординовой, которая с гордостью называла его своим учеником, а потом и коллегой! Окончив пединститут, А.В. Гаврилов работает в посёлке Прикаспийский на границе с Калмыцкой республикой, а затем достойно несёт службу в войсках ПВО. Демобилизовавшись, приходит трудиться в среднюю общеобразовательную школу №1 г. Астрахани, директором которой тогда был бывший фронтовик Иван Иванович Абраменко, где молодой учитель работает лаборантом в кабинете физики (здесь пригодились его технические знания), достаёт необходимые для учебного процесса фильмы в кинопрокате и по необходимости замещает педагогов-словесников, активно сотрудничая с Астраханским телевидением как внештатный корреспондент.
Однажды он пришёл сделать фоторепортаж для телевидения на Астраханскую станцию юных техников или Дом юного техника, в учреждение, (переехавшее в 1969-м году в бывший купеческий Дом Меркурьева на улице Свердлова, где в 1918-м году открылся по указу В.И. Ленина университет – первое высшее учебное заведение в Астрахани, а затем находился детский дом), и навсегда остался там! Фотокружком тогда руководил ветеран тыла Владимир Михайлович Козлов, а Александр Васильевич Гаврилов как молодой инициативный специалист с высшим образованием стал заведовать лабораторией. Директором этого заведения была прекрасный руководитель Александра Васильевна Щеглова – по чистому совпадению полная тёзка её нового педагога. Завучем или замом директора по учебной части был замечательный педагог Михаил Осипович Орлов.
– Тогда, - с гордостью говорит А.В. Гаврилов, - мы подняли воспитательную работу. В этом сыграл роль заочный клуб юных техников, деятельность которого в Ахтубинске и некоторых сёлах области координировали Александра Васильевна с Михаилом Осиповичем, и многое другое.
Лаборатория, возглавляемая А.В. Гавриловым, семнадцать лет ютилась в приспособленном помещении на втором этаже. Лишь к концу восьмидесятых во дворе областной станции юных техников была построена прекрасная лаборатория по эскизам проекта самого Александра Васильевича – её давнего покровителя! Значимую помощь в её обустройстве оказали знакомые и родственники, за что им огромное спасибо.
В уже далёком 1973-м году, когда я пошёл в первый класс, и, хорошо помню – на школьном базаре мне купили новый портфель, многочисленные покупатели невольно обратили внимание на статного молодого человека с небольшой кинокамерой «Киев» в руках. Мало ли что он снимает любительской кинокамерой или фотографирует, могли подумать люди, не уделяя особого внимания ему. А когда астраханцы и жители районов области вечером собрались у своих, как тогда говорили - голубых экранов, их покорил кинорепортаж А. Гаврилова «Школьный базар», кульминационным моментом которого был эпизод, где два мальчика тянут набитую через край тетрадями авоську! И таких примеров можно привести немало!
Областная детско-юношеская фото-киностудия «Кадр» (как её назвал Александр Васильевич с одобрения юных кружковцев и администрации) постоянно представляла выставочные фотоснимки и сняла около девяноста любительских кинофильмов, став, образно говоря, малым Голливудом в центре города Астрахани! Среди любительских киношедевров: «Памятники моего города», в главной роли которого Володя Безверхий – главный и тогда ещё юный автор фильма, «Дело тёмное» (авторы и юные артисты Игорь Карцев и Олег Ципковский), мультипликационный фильм по эскимосской сказке «Добрая лисичка» (автор Олег Штаньков), снятый в годы перестройки фильм Ивана Орлова «Жизнь фарцовщика» (в главной роли Виктор Карузин), снятый с использованием скрытой камеры и кинохроники, где Александр Васильевич играет своего коллегу по первой специальности – школьного учителя.
Являясь не только учителем, но и прекрасным кинолюбителем, этот человек снял короткометражные любительские фильмы о поступлении его тогда маленьких сыновей в первый класс, о рыбалке, используя, можно так сказать, автоматическую само-съёмку, и другие сюжеты, включая мультипликацию и съёмку кукольного фильма. Всё это до эры видеотехники он снимал на любительские киноплёнки про существование которых многие люди уже забыли. А как мастер фотографии очень порадовал ценителей фотоискусства снимком «Два голубя», используя интересный технический приём, и другими произведениями его светописи! А какие прекрасные снимки запечатлели его сыновей, их одноклассников и преподавателей!
Практически все фотовитрины, экспозиции, портреты для Доски Почёта в ОБЛОНО, впоследствии – областном Департаменте образования, а ныне в Министерстве образования и науки Астраханской области выполнены Александром Васильевичем Гавриловым, за что ему очень благодарен коллектив этого ведомства!
А.В. Гаврилов много десятилетий поддерживает связь с известной в Астрахани и далеко за её пределами народной фотокиновидеостудией «Дельта» и другими творческими объединения художников объектива. В числе знакомых Александра Васильевича по творческому поприщу немало известных художников объектива и руководителей фотокино-видео художественных объединений: Иван Сергеевич Молчанов, Олег Иванович Педько, Алексей Евгеньевич Пальцев, Виталий Дмитриевич Лоянич, Александр Геннадьевич Шевелёв, Александр Владимирович Сероглазов, Анатолий Иванович Тарков, Алексей Игнатьевич Матюшкин, известный как автор поэтических произведений и руководитель фотостудии «Следы», Виктор Александрович Шепелев – первый в Астрахани мастер любительской цветной фотографии, Юрий Александрович Ефремов, Юрий Валентинович Булычевский, Каюм Абдурахманович Курмуков, Алексей Денисович Тальянский, Сергей Сергеевич Красовский и, конечно, Валентина Фёдоровна Клокова, руководившая до последних дней своей жизни «Дельтой», и другие. Среди перечисленных лиц есть ветераны войны и труда, некоторых из них уже, к сожалению, нет с нами, но они внесли неоценимый вклад в развитие фото, кино, а позже и видеоискусства в нашем Астраханском рыбацком крае! Многие из них стали членами Союза фотохудожников нашей страны! И Александр Васильевич высоко оценивает их вклад в это!
Его прекрасная лаборатория имеет коллекцию фотокинотехники, среди которой знаменитый «Фотокор» - первый советский серийный фотоаппарат.
… Среди воспоминаний Александра Васильевича - эпизоды, как он школьником близко два раза видел проезжавшего по площади им. В.И. Ленина и по Набережной 1 Мая одного из бывших руководителей КПСС и советского государства Никиту Сергеевича Хрущёва, а также встреча уже взрослым человеком с фотохудожником, снимавшим Астраханский кремль широкоформатной камерой с двумя объективами, с которым ему удалось переговорить о съёмке нашего шедевра зодчества. Этот человек оказался прославленный фото-летописцем, легендарным военкором, снимавшем войну от первых дней до взятия Берлина и штурма рейхстага, наш знаменитый земляк Марк Степанович Редькин. В 1977 году А.В. Гаврилов был с ребятами из его фотокиностудии «Кадр» в Москве на втором Всероссийском фестивале любительских фильмов школьников на Ленинских горах. В столице СССР, в одном из павильонов ВДНХ, у него с кружковцами состоялась незабываемая творческая встреча со знаменитым советским режиссёром-мультипликатором Романом Абелевичем Качановым.
С огромным уважением говорит Александр Васильевич о директорах своего места работы, которых за пятьдесят лет его трудовой деятельности сменилось немало. Среди них: Клавдия Николаевна Горюнова, Людмила Михайловна Нечаева, Александр Иванович Вышкворкин, Марина Степановна Печёнкина, и о нынешней администрации: директоре РШТ Владимире Владимировиче Войкове и заведующей отделом РШТ – Центром детского научно-технического творчества Ларисе Валерьевне Дубовской. Хочется, рассказывая об Александре Василевиче, отметить двух других ветеранов, трудящихся в его заведении - это Валентин Евгеньевич Евплов и Татьяна Николаевна Серова.
Помнится, в 80-е годы один из его тогда юных кружковцев Алексей Филин, который в рамках благотворительности фотографировал ребятишек, выбывающих из областного Дома ребёнка («Дома малютки») отличился, попав в центральную прессу - газету «Пионерская правда» со своим снимком, запечатлевшим юных судомоделистов на соревнованиях! И похожих примеров немало!
В отмечаемый традиционно 5 октября Международный день учителя получали поздравления все, кто по своей трудовой деятельности связан с системой образования. Получал в этот день поздравления и Александр Васильевич Гаврилов, который полвека добросовестно и плодотворно трудится в системе дополнительного образования. А 10 мая этого года он встретил золотой юбилей своей трудовой деятельности в учреженнии, где он сейчас является опытнейшим педагогом творческого объедания «Волшебный объектив», которое имеет около двух лет такое название, заменив многим привычное наименование «Кадр». Можно пофилософствовать, что это неслучайно: привычный кадр - отрезок фото или киноплёнки, в подавляющем большинстве сменился цифровой техникой, где изображение попадает не на светочувствительный цветной или чёрно-белый слой эмульсии фото или киноматериала, а на светочувствительную матрицу фотовидеокамеры, смартфона или другого электронного устройства. А объектив остаётся объективом, который в умелых руках становится волшебным!
Александр Васильевич Гаврилов является отличником просвещения, а в 1987 году он стал кавалером медали «За трудовую доблесть», тогда первый из педагогов областной станции юных техников получил такую награду! Не говоря о его многочисленных грамотах и благодарностях, получаемых за долгие пять десятков лет трудовой деятельности!
Если вдаться в арифметику, так у героя моего очерка в этом году ещё шестидесятилетний «объективный» юбилей. В далёком 1962 году юный фотолюбитель Александр Гаврилов купил фотоаппарат «Смена-2», стоивший тогда тринадцать рублей пятьдесят копеек, и, обзаведясь собственной съёмочной техникой, стал останавливать интересные мгновенья окружающего мира.
Среди людей в целом немало тех, кто, купив фотосъёмочную аппаратуру, занимается любительской фотографией. А целые полвека плодотворно учить детей и подростков искусству быть художником объектива удаётся не каждому дано!