(Не только театральные заметки)
Продолжение. Начало в № 49,50.
Стоит ли удивляться, что русская культурные объединения тоже возглавляют зачастую люди немецкой национальности или хотя бы наполовину. Например, ансамблем «Астраханская песня» руководит Елена Шишкина-Фишер. Она же глава Астраханской городской немецкой национально-культурную автономии «Фриден».
Можем ли мы рассчитывать на гражданские русские песни современной тематики при таком раскладе? Или только на балаганную веселуху? (Ансамбль Н. Бабкиной или Н. Кадышевой). В Саратове Центр русской культуры возглавляет Т.Г. Кайль. Насчет ее национальности я не знаю. Но ее родственник В. Кайль был активным сторонником образования Немецкой Поволжской республики. Борьба за ее образование в центре России в качестве прогерманского государства идет с конца 80-х годов и по настоящее время. В. Кайль – бывший советник губернатора в Саратове, как и другой бывший советник Сергей Утц - оба они люди немецкой национальности.
Но вернемся к Центру русской культуры, руководителем которого является Т.Г. Кайль. Утвердили ее на эту должность учредители Русской общины. Возникает вопрос: а русские ли это люди!? В Саратове я искала-искала Русскую общину, так и не нашла. Она сначала была в библиотеке для слепых, в подсобке, а потом адрес в интернете указывал на расположение ее на полуразрушенной мебельной фабрике. Я ее всю обошла – нет нигде. (Следует учесть, что учредители Русской общины – люди далеко не бедные…). Если говорить о программах Русских общин, то они почему-то завязаны на философии якобы русского философа Ивана Ильина (мать-немка). Когда он проживал в Германии, то поддерживал Гитлера, как и многие представители РОВСа, деятельность которых сводилась к восстановлению монархии в России. А монархия была немецкая. Так что в русском национальном белогвардейском движении была прямая связь с интересами Германии, хотя, думаю, многие были искренними патриотами России и этой связи просто не понимали.
В том, что русское зарубежье зачастую может иметь немецкое руководство я, например, убедилась, познакомившись с биографией Н. Струве из Франции, внука исторического российского немца П.Б. Струве. Этот внук – учредитель Дома русского зарубежья. Интересно, что в музее им. Велимира Хлебникова он был и оставил в гостевой книге свой отзыв. А В. Хлебников был активным борцом против немецкого засилья в начале XX в. Например, очень интересна в этом плане его поэма «Хаджи-Тархан». Говорится ли об этом в астраханском музее или только о его необычных стихотворениях? Я ни разу не слышала, хотя много лет посещала литстудию в стенах этого исторического здания
На этом фоне вырисовывается фигура американского бизнесмена Бориса Йордана, который, если верить интернету, финансировал фильм Н. Михалкова «Сибирский цирюльник», где русский барин выглядит омерзительно. Б. Йордан – соратник Анатолия Чубайса и Альфреда Коха, сын Алексея Йордана, эмигранта из России. В ст. Ю. Нерсесова «Кадетский корпус власовца Йордана» (этот «Корпус» сотрудничал с Гитлером) приводятся слова самого Б. Йордана о своей биографии: «… сама фамилия происходит от крестовых походов на святую землю…», «так что среди моих предков есть и крестоносцы» («Российская газета», 17 августа 1998 г.).
С Б. Йоданом сотрудничал некоторое время другой общественный деятель России Модест Колеров, кандидат исторических наук, организатор Русских маршей, главный редактор ИА Regnum, (переименованного в настоящее время в «Издательский Дом Модеста Колерова»), на котором есть очень интересные материалы. Считает свой сайт антифашистским. Но меня удивляет, почему вдруг М. Колеров обеспокоился тяжелым трудом пленных в России (ст. «Военнопленные в системе принудительного труда в СССР (1945-1950)», ж. «Отечественные записки», № 3 за 2003г., ссылку можно найти в конце ст. в Википедии о М. Колерове, см. «Биографическая справка и публикации М. Колерова на сайте «Русский журнал»). Почему бы ему не ужаснуться по поводу бесчеловечности фашистских концлагерей? И почему он сотрудничал с Б. Йорданом? А впрочем, не берусь судить…
Однако мы говорили о руководителе Центра русской культуры в Саратове Т.Г. Кайль. Фонд славянской письменности возглавляет тоже она. Возможно, этот человек много делает для русской культуры. Спасибо ей. Тем более говорят, что она больна и на свои деньги издает газету «Русская речь». Хотя адрес редакции тоже своеобразный: Общество трезвости, которое активно поддерживало в свое время создание Поволжской немецкой республики и яростно боролось за «демократию». Я думаю, что защищать интересы русских людей, имея родственников немцев, непросто. Конечно, Михаил Ломоносов, искренне любивший свою жену-немку, был активным защитником интересов русского народа, но не все такие великие, как он. Интересный факт: русский театр «Балаганчикъ» (обратите внимание на характерное название!) возглавлял некоторое время М. Музалевкий. В интернете есть информация, что отец или дед некого Музалевского родился в немецком хуторе в Саратовской области и до 6 лет не разговаривал по-русски. Кроме того, этот русский театр лишили помещения. И сейчас оно очень маленькое, на 50-60 мест. И на театральное вообще не похоже.
У нас даже нет своей национально-культурной автономии. Таким образом, мы не имеем почти возможности защитить свои национальные интересы. (см. ст. в интернете «Где русская национально-культурная автономия?», 2015 г., сайт «Записки национал-либертарианца»).
Если в Конституции Германии обозначены отдельно права немцев и права людей других национальностей, то у нас в Конституции написано: «Мы, многонациональный народ России…» Этой фразой утверждается, в частности, что Россия не является государством для русских, которых в стране 82%. Россия по факту не имеет статуса «государства-убежища» для русских. Беженцы русской национальности получают российское гражданство наравне со всеми иностранцами без всяких льгот. А для переселения немцев в Поволжье, например, существует специальная Программа с оказанием финансовой помощи. Российское законодательство официально утверждает, что Россия – страна многонациональная. Но любой народ России, даже тот, кто не имеет собственной республики, обладает правом создать на территории страны национально-культурную автономию, особую организацию, которая бы занималась нуждами граждан России соответствующей национальности. Единственный народ, которому это запрещено – русский! Попытки создать Федеральную национально-культурную автономию провалились. В связи со сказанным интересна статья «Сыны или пасынки: русские в Татарстане есть, а русского вопроса нет» (см. «Аргументы и факты», Казань, 21. 06. 2013 г.). Автор ее возмущенно пишет, что в Ассамблее народов Татарстана должен быть представлен русский народ! Из-за возмущения русских людей сверху инициировали создание альтернативного клона ОРК. Его возглавил Василий Носов из Нижнекамска. Доктор политических наук профессор Владимир Беляев в одном из интервью выразил недоумение: за какие заслуги этого никому не известного человека назначили в качестве культурного лидера клонированному ОРК… О его деятельности широкому кругу лиц ничего никому не известно. Показательно, что на конференции не было никого из нового Общества, из Ассамблеи народов РТ, из Дома Дружбы, не говоря уже о представителях власти. ОРК РТ продолжал работать в атмосфере прессинга не только со стороны местных национал-сепаратистов, но и со стороны властей. Известный журналист отметил, что в федеральных СМИ существует мягкая информационная блокада по… «русскому вопросу» в Татарстане. Нет понимания опасности сапаратистских и ваххабитских настроений в Поволжье.
«Не будет русских, не будет и России… Русские, объединяйтесь!» – сказал Виктор Диц, лидер немецкого культурного автономного сообщества в РТ на Всероссийской научно-практической конференции «Русское национальное движение в Татарстане в постсоветский период: достижения, проблемы, поиск и пути их преодоления», посвященной 20-летию ОРК РТ (Общество русской культуры Республики Татарстан), проходившей в 2013 г. в Казани.
В Центральной городской библиотеке не так давно мне попалась книга, изданная администрацией Волгограда, богато оформленная и ярко иллюстрированная. Там перечислены несколько немецких, несколько еврейских, несколько украинских национальных сообществ и др. Но ни одного русского! Есть только Общество польско-русской дружбы и еще одно совместное.
То, что у нас в России (и не только, как я полагаю) много чего возглавляют люди немецкой национальности, они объясняют тем, что очень хорошо работают, в отличие от якобы лодырей людей русской национальности. Но кто этот миф запустил? Может, русские плохо работали при Бироне? Александр Радищев говорит об очень хорошей работе крепостных и неподобающей, нищей, убогой их жизни, просто невозможной и возмутительной для звания человека! А. Радищев приехал из Германии в свое время и видел, как там люди живут и как в России, руководимой немецкой династией Романовых. Писатель был несказанно возмущен, когда услышал, как жену одного крепостного забрали от грудного ребенка для выкармливания грудью борзых щенков. Русские продавались, как скот, евреи же, которых упорно и глупо продолжают называть кукловодами, имели унизительную черту оседлости. А в Австрии им давали смешные презрительные фамилии. Кто давал? Власть немецкая. Наберите в Яндексе: «Почему у евреев смешные фамилии». Я думаю, что русские отлично работали при крепостном праве. Если бы они плохо работали, то головы бы им не сносить! И сейчас тоже неплохо работают, по 12-18 часов в день! И пьют не от хорошей жизни! А от безысходности!
Вот интересно, кто сотворил якобы национальный русский характер, запечатленный в «Обломове» Ивана Гончарова?
А Михаил Кутузов, а генерал Михаил Скобелев, а Дмитрий Менделеев, Александр Суворов, Михаил Ломоносов, Артемий Волынский, Михаил Лермонтов, Михаил Салтыков – Щедрин, Николай Некрасов? И многие-многие другие замечательные русские люди? Принято считать, что И. Гончаров русский. Но документы его сгорели. Обучение шло у друзей матери – людей немецкой национальности. К тому же он, работая в цензуре, активно противодействовал передовым русским писателям. «Читаю Гончарова и удивляюсь себе: за что я до сих пор считал Гончарова первоклассным писателем? Его «Обломов» - совсем неважная штука. Сам Илья Ильич – утрированная фигура, не так уж крупен, чтобы из-за него стоило писать целую книгу. Обрюзглый лентяй, каких много, натура не сложная, дюжинная, мелкая… Остальные люди мелкие… Эпохи они не характеризуют и нового ничего не дают… А главная беда – во всем романе холод, холод. Холод…» (письмо А.П. Чехова к А.С. Суворину, начало мая 1889 г.).