Как-то в театре стала невольной свидетельницей разговора двух своих соседей по партеру.
Один – молодой ещё человек лет тридцати пяти, вторая собеседница – уже убелённая сединами женщина.
- Читала Вашу книгу, - говорила женщина. – Интересно…, но со многим не согласна категорически. Это прямо-таки призыв к революции.
- Революция – это плохо? – молодой человек сделал вид, что удивился, хотя было заметно, что подобные вопросы и утверждения он слышит часто.
- А у Вас дети есть? – спросила вдруг женщина совершенно, казалось бы, не к месту.
- Да, сын, ему два месяца.
- Ааа…, совсем ещё маленький. И Вы хотели бы, чтобы он пошёл в революцию?
- Дело в том, что революция обычно не спрашивает, кто бы чего хотел, это стихия, она совершается, а там уж каждый показывает, кто на что способен.
- Революция – это всегда кровь, смерть, насилие…
- Неужели война, на которую государство отправляет молодых и здоровых людей, приносит меньше страданий? Ведь, в отличие от революции, на войну человек идёт не сам, его туда направляют.
- Да, и война, конечно, зло, но революция…
Начало спектакля прекратило спор двух зрителей, но в моём сознании он продолжался. И вот уже пьеса Шиллера «Коварство и любовь» не показалась мне очередным вариантом «Ромео и Джульетты», а наполнилась совсем иным содержанием. Это был настоящий гимн свободе и одновременно - протест против семьи и брака, созданных по расчету, против социального неравенства, против произвола и деспотизма власти по отношению к народу, против несвободы и угнетения во всех их проявлениях, – против всех этих предрассудков прошлого, которым не место в настоящем, но которые в той или иной форме возрождаются. Даже сегодня.
Будучи матерью, несложно ответить на вопрос о том, какого будущего ты хочешь для своего ребёнка. Конечно, счастливого! А вот в чём он найдет своё счастье, родителям неведомо – быть может, в той же революции или, не дай бог, в войне. Последнее утверждение лишь на первый взгляд кажется абсурдным. Какое может быть счастье в войне? Но оглянитесь вокруг – мы живём в обществе, где людям на протяжении вот уже многих лет усиленно навязывается откровенно милитаристское сознание. Мы строим отношения с остальным миром, как будто находимся в осаждённой крепости с зажатой в руке гранатой, из которой уже выдернули чеку. Телевидение агрессивно формирует образ врага. И всё это происходит в эпоху ядерного оружия, угрозой применения которого тот или иной лидер может шантажировать весь мир. А если (вдруг!) ядерная кнопка окажется в зоне доступа людей неадекватных? Тогда небо с овчинку покажется. Да и не будет уже никакого неба…
Близится 75-летие Великой Победы – единственного, наверное, национального праздника, который нас сегодня сближает, а не разъединяет. Но, признаться, с каждым годом мне становится всё труднее его пережить. Неприятное и даже для многих обидное слово «победобесие», разошедшееся в интернете, стало реакцией на превращение праздника Победы в какое-то развлекательное шоу, какой-то грандиозный по масштабам, но лишённый внутреннего содержания флешмоб. Все эти черно-оранжевые ленточки, повязываемые на шею даже собачкам, вся эта мерзкая бравада в виде разрисованных немецких (!) и японских (!) машин малограмотными молодчиками («На Берлин!» и проч.), все эти одетые в военные гимнастёрки мальчики и девочки, вызывающие почему-то повсеместное умиление.
Быть может, я неправа, но какое отношение к войне сформируется у мальчика (или того хлеще – девочки!), на которого с семи лет станут напяливать военную форму, учитывая, что мышление у нас теперь «клиповое», и ребята эти в своём юном возрасте не имеют даже самого общего представления о той войне? Правильно – как к азартной военной игре! О том, что война – это зло, порождающее миллионы убитых, искалеченных, истерзанных, среди которых могут оказаться матери и отцы, братья и сестры этих самых юных «патриотов», мы не желаем им объяснять? А зря. Ведь даже Великая Победа была одержана ради великой цели – мира. Пусть не во всём мире, а лишь на шестой части планеты. Но мира, позволяющего молодым людям не гибнуть в «безымянных болотах», а раскрывать свои способности и таланты в мирной жизни, направлять энергию в созидательное русло, демонстрировать успехи в науке, технике, искусстве, спорте! Соревноваться, а не убивать друг друга! Скажете, что для молодых – это скучно? А вернуться калекой с какой-нибудь войны, развязанной нечистоплотными политиками, очень весело? Ещё во времена второй чеченской кампании, когда там «наводили конституционный порядок» и «отстаивали целостность» нашей страны, в нашем дворе хоронили молодого офицера, погибшего при взрыве боеприпасов в Дагестане. Хоронили в закрытом гробу. Тяжкое зрелище… У одинокой матери не было ни истерик, ни рыданий. Но её всепоглощающую боль буквально физически чувствовали все окружающие. Не желаю испытать такое никому.
Часто спорят о том, почему 9 Мая стал официальным праздничным днём лишь двадцать лет спустя после Победы? Мне кажется потому, что на протяжении этих двадцати лет ещё очень сильно болело, ещё свежи были воспоминания о потерях, ещё ныли раны – физические и моральные. Забыть то, что пережили наши люди за четыре года беспощадной войны, конечно, было невозможно. Но и устраивать развлекательное шоу в память о страшном четырёхлетнем испытании народа на прочность никто не хотел. Кстати, и военные парады в честь Победы в Великой Отечественной проводили лишь в юбилейные даты. А сегодня используется любой повод для того, чтобы побряцать оружием. Только в безопасности себя почему-то не чувствуешь. Потому что нет веры тем, кто предлагает нам любить Родину, которую они будут продолжать грабить. Как нет ни одной причины гибнуть на такой войне. Это и поняли, в конце концов, в 1917-м. Поняли простые люди, а не власть предержащие, которых смела революция.
Не во славу русского оружия была одержана Великая Победа 1945-го, а ради жизни на земле. Ради того, чтобы никогда больше не пылал огонь в печах Освенцима и Майданека, чтобы не превращались родные дома в пепелища, чтобы цветущая земля плодоносила, а не становилась местом массовых захоронений и братских могил - ради этого проливал свою кровь на полях России и Европы русский солдат.
Задумайтесь об этом, господа политики и военные, писатели и журналисты, музыканты и кинематографисты, родители и дети, братья и сёстры. Не дайте превратить нашу Родину в очередной театр военных действий. Потомки нам этого не простят.