В Астрахани осквернили памятник Габдулле Тукаю. Не думаю, что это национальный выпад. Точно так же отморозки могли размалевать любое изваяние. Под шкодливую руку попал на этот раз великий татарский поэт. Уверен, что мерзавцы толком и не знают, кто это такой. Им всё равно, кого пометить знаком свастики. Точно так же, как испоганить фасад любого дома, желательно, недавно отремонтированного, непонятными размашистыми подписями. Вон их сколько по городу! Дай бог, чтобы пакостников нашли и наказали!
Удручает бессмысленность содеянного. «Разрушение ради разрушения – путь в пропасть!» – сказал в своё время Генрих Гейне. И всё-таки при всей случайности выбора жертвы нововзысканными вандалами, произошедшее символично. Потому что нападению подвергся поэт, а, значит, литература. Униженная, беззащитная, оскорблённая, низведённая вандалами от власти в любительство, хобби, развлечение. «Поэт», «писатель» – сегодня таких профессий юридически не существует. Поэтому пинать литературу и литераторов никому не возбраняется.
«Я в Астрахани. Ощущаю, как прибывает телесная и духовная сила!» Очень сомневаюсь, что сегодня Габдулла Тукай написал бы эти слова. Аксиома: упадок нравов идёт от бездуховности общества. Его нынешнее рыночное оскотинивание – в том числе, и результат отлучения народа от высокого писательского слова. Происшествие в сквере имени Тукая, на месте бывшей Татарской слободы, – ещё один горький плод этого, увы, целенаправленного процесса.
«Неужели быть рабами
в мыслях, чувствах и делах –
Бессловесными скотами
заповедал нам Аллах?» –
Разве не нам задаёт сегодня этот вопрос Габдулла Тукай? И сам же даёт ответ (перевод мой):
«О, перо, свети ученью
путеводною звездой!
Молодому поколенью
яд невежества открой!
Сделай так, чтоб чернотою
мы считали черноту!
А ещё святым – святое,
чистотою – чистоту!
Чтобы наш народ народом
стал, не плачь, перо, навзрыд.
Презирай плевки уродов
и проклятия обид!
Там, в грядущем, наша слава,
что дарована судьбой.
Человеческое право –
вдаль стремиться за тобой
На широкие просторы
новых дней из царства тьмы!
Нет таких преград, которых
не преодолели б мы!
ОТ РЕДАКЦИИ. В настоящее время памятник приведён в надлежащее состояние.