5 мая исполнилось уже 201-я годовщина со дня рождения основоположника научного коммунизма Карла Маркса.
В 28-м номере (за 7-13 мая) «Правда» дала интереснейший материал: беседу главных специалистов Российского госархива социально-политической истории (РГАСПИ) Людмилы Васиной и Татьяны Гиоевой с политическим образованием «Правда» Виктора Кожемяко.
Для лучшего запоминания и отпора лживым аргументам (фейкам) так и просится в своём роде выборка-конспект.
Вот один из множества фейков:
«ОТЕЦ КАРЛА МАРКСА БЫЛ РАВВИНОМ».
Даже если бы и так. Ведь многие наши революционеры происходили из духовенства и дворян. Но дело в том, что на самом деле отец Карла Маркса Генрих Маркс был известным в горах Трир и за его пределами – юрист.
К. Кудряшов в «Аргументах и фактах», чтобы оправдать свою ироническую параллель Маркса и библейского пророка Моисея, которым якобы тот себя мнил, сообщает, что при рождении будущего автора «Капитала» назвали Мозес (Моисей) Мордехай Леви. Между тем в свидетельстве о рождении Маркса, опубликованном ещё в 1929 году, сообщается: «В году тысяча восемьсот восемнадцатом, седьмого числа мая месяца, в четыре часа пополудни передо мной… предстал господин Генрих Маркс, тридцати семи лет, проживающий в Трире, адвокат высшего апелляционного суда, показал мне ребёнка мужского пола и заявил, что этот ребёнок появился на свет в Трире пятого числа мая месяца, в два часа утра от господина Генриха Маркса, адвоката, проживающего в Трире, и его жены Генриетты Пресборк, и что этому своему ребёнку они пожелали дать имя Карл…»
Значит Моисеем от рождения Карл Маркс не был?
Вообще не был никогда, поскольку отец его принял протестанство за несколько лет до рождения сына. Спекуляция же на тему «еврейства» Маркса относится к семьям неизменным приемам и навевает невольное сравнением с временами фашистского рейха.
А далее великого человека судят с позиции мелкобуржуазного обывателя: вроде того, что
ЕСЛИ МАРКС БЫЛ ТАКИМ УМНЫМ, ТО ПОЧЕМУ БЫЛ ТАКИМ БЕДНЫМ?
БОЛЕЕ ТОГО, СОЗДАТЕЛЬ «КАПИТАЛА» БЫЛ «МОТОМ» И БЕЗДЕЛЬНИКОМ» (?!).
И это человек, собравший и обработавший количество материала, сопоставимое с работой не одного академического коллектива, а, возможно, и институтов. А публицистическая и партийная деятельность! Может ли это представить мещанин-конторщик?
В наиболее острые моменты нужды Маркс был вынужден обращаться к своему дяде Лиону Филипсу, с которым Маркса связывали очень теплые, душевные отношениям. Филипс был душеприказчиков матери Маркса и распоряжался её финансами. И он выдавал некоторые суммы в счёт выделенного для Карла наследства.
О «РУСОФОБОИИ» МАРКСА!
Уже по определению коммуниста, с его классовым и пролетарско-интернациональным подходом, Маркс не был русофобом. Вообще, русофобия есть буржуазное понятие, как и всякая прочая этнофобия или ксенофобия. При господстве буржуазной идеологии коммунистам поневоле приходится пользоваться подобным «жаргоном», дабы быть понятыми широкими массами, находящимися под влиянием и гнётом господствующей буржуазной идеологии (и, следовательно, психологии). В этом свете Маркс был не русофобом, а феодалофобом и в частности – царефобом). Но при этом – и капиталофобом! Отсюда и стремление, подхваченное Лениным, во что бы то ни стало прорваться в коммуно-социализм.
Авторы материала, будучи людьми казёнными, высказываются более дипломатично: «Надо заметить, что тема «Маркс и Россия» -- чрезвычайно широкая и многогранная». Для Маркса она не была самодовлеющий, но и случайной тоже не была». «Можно сказать так: вопрос о России вписывался в общей контекст разработки Марксом проблем всемирной истории и перспектив революционного процесса».
Ещё до революции русские марксисты разрабатывали эту тему – «Маркс и Россия»: в 1909 году статья «Карл Маркс о зарождении господства России в Европе», в 1912-м -- «Карл Маркс и русские люди сороковых годов». Автор этих статей, Рязаков Д.Б., в 1912 году стал первым директором Института К. Маркса и Ф. Энгельса. Ну а в СССР публикации наследия Маркса и Энгельса, связанного с Россией, а также осмысление его были приоритетными задачами.
«Осмысление» же в постсоветское время таково, что, скажем, известный историк Наталия Нарочницкая в одном из интервью заявила, что истоки русофобии надо искать в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, где занимались изданием трудов «Маркса – русофоба номер один…» В общем, как о стенку горох! «При этом использован тот же приём: выдергиваются из контекста цитаты и делаются соответствующие выводы» (Т. Гиоева).
«Карл Маркс: сжечь Одессу, разрушить Севастополь…» Так озаглавили статью в «Российской газете» от 4 мая 2018 года. «Блестящий разбор её дал Рустем Вахитов в «Советской России» от 11 мая 2018 года (Л. Васина). Как установил Вахитов, автор использовал в основном цитаты из двух статей – «Восточные войны» Маркса и «Сила сопротивления России» Энгельса, в которых анализировался возможный ход военных действий в период Крымской войны 1853-1856 годов. При этом слова из статьи Энгельса приписаны Марксу. Т. Гиоева: «Получается самый настоящий подлог, начиная с заголовка статьи. Ведь ни у Маркса, ни у Энгельса нет призывов «сжечь Одессу, разрушить Севастополь». Речь идёт лишь о возможных вариантах дальнейшего развития войны. А некоторые цитаты берутся даже из статьи, написанной для «Новой Рейнской газеты» ещё в 1848 году, то есть за 5 лет до начала Крымской войны».
Но убедит ли это мелкобуржуазного читателя, мещанина-обывателя, как такового? Допустим, не призывал, но слова-то произнёс…? Так, прочти сам, вникни! Не тут-то было…
В этой связи можно только поблагодарить Л. Васину, приведшую широко известную цитату из письма Пушкина Вяземскому П.А. (ноябрь 1825 г.) о Байроне: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы – иначе». Но что здесь фигура речи для недалекого человека?
Но что здесь фигура речи для недалекого человека? Вот же, и сам Пушкин признал, что хоть и «иначе», но всё равно «мал и мерзок…»
P.S. от В. Кожемяко:
«Конечно! Знали и о высочайшей оценке Марксом трудов и личности Чернышевского, и о том, что Энгельс, ещё раньше изучивший русский язык, переводил пушкинского «Евгения Онегина», и про глубочайший интерес их обоих к развитию и перспективам революционного движения в нашей стране! Совсем не случайно Маркс стал секретарем-корреспондентом I Интернационала для России…»