Кировский районный суд Астрахани приговорил бывшего градоначальника Олега Полумордвинова к штрафу в размере 300 000 рублей. Судили Полумордвинова по уголовной статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», которая предусматривает в качестве наказания длительное лишение свободы.
В пункте 2 статьи 286 УК РФ оговорено, что если преступное деяние совершенно лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, то срок лишения свободы может составить 5-7 лет. Деяние, в котором обвиняли Полумордвинова, аккуратно вписывалось в этот пункт 2 статьи 286 УК РФ, так как занимал он в 2011 году, на момент вмененного ему преступления, высокую должность Заместителя Председателя Правительства Астраханской области.
Суд первой инстанции приговорил бывшего чиновника только к штрафу. Суд решил не отправлять в тюрьму Почетного строителя России Полумордвинова в связи со смягчающими обстоятельствами – его званиями, былыми наградами, среди которых орден «За заслуги перед Астраханской областью» и азербайджанская медаль «Прогресс», а также учитывая состояние здоровья подсудимого и тот факт, что к уголовной ответственности он привлекался впервые. Так что Полумордвинову, можно сказать, повезло! Штраф в 300 000 рублей для губернского деятеля такого масштаба, как я понимаю, не особо обременителен.
Приговор не вступил в законную силу и может быть еще обжалован в вышестоящем суде. Поэтому не будем торопить события и вместе с шакалами кричать: «Акелла промахнулся! Акелла промахнулся!» Напротив, я давал возможность Полумордвинову оправдаться перед людьми – предложил ему, ещё до оглашения приговора, сделать для читателей «Астраханской правды» заявление. Ведь подсудимый считает себя невиновным – свою вину упорно не признает! Но Олег Анатольевич вежливо отказался… И то верно, зачем попусту сотрясать воздух! Наших читателей на мякине не проведешь, вряд ли они поверят в невиновность одного из самых ретивых управленцев «каспийской столицы».
Ведь он неоднократно являлся героем моих критических публикаций: «Пообещать – не значит сделать» («Астраханская правда» № 6, от 15 февраля 2018 г.), «Многодетная мать против Полумордвинова» («Астраханская правда» № 16, от 26 апреля 2018 г.) и других.
На закате деятельности Олега Полумордвинова в качестве сити-менеджера Астрахани горожане устраивали массовые пикеты с требованием дать правовую оценку его работе. На плакатах пикетчиков значился открытый вопрос: «Полумордвинов ушел – проблемы остались… Кто ответит за последствия?». О пикетах «Астраханская правда» делала репортаж.
В те дни горожане собирали подписи под петицией астраханскому прокурору. В коллективном обращении они просили досконально проверить деятельность Полумордвинова на посту руководителя администрации города на предмет соблюдения законов. И только смерть вожака инициативной группы помешала передать петицию по адресу. В ближайшее время прокурор Астрахани получит этот документ.
Так за что же засудили касатика? Что вскрыли правоохранители? Да сущие пустяки! В 2011 году, действуя умышленно, Полумордвинов незаконно принял решение о выплате за счет бюджета Астраханской области 672 900 рублей на приобретение квартиры человеку, который не имел права на получение субсидии.
Человек, получивший бюджетные деньги на квартиру, не был оставшимся без попечения родителей детдомовцем, не являлся погорельцем или участником Великой Отечественной войны. Он и его семья были обеспечены жильем сверх нормы. Да и трудно представить, чтобы этот человек остался без крыши над головой. Ведь это не какой-то беспризорник из «Республики ШКИД», а Афанасьев Денис Александрович – в 2011 году министр международных и внешнеэкономических связей Астраханской области, а ныне – министр промышленности и природных ресурсов Астраханской области.
Как утверждает Полумордвинов, сподвигла его на благодеяние в отношении Афанасьева виза, наложенная собственноручно тогдашним Губернатором Астраханской области Александром Жилкиным на заявление об улучшении жилищных условий. Виза эта вроде бы гласила: «Решить», вторая версия: «Готовьте решение».
Итак, Полумордвинов – жертва собственного неумения читать между строк и понимать распоряжение начальства с полуслова!
Он подумал, что Жилкин приказал решить вопрос о выделении средств Афанасьеву положительно.
На деле же губернатор приказал своему подчиненному решить вопрос справедливо, в соответствии с законодательством, тщательно изучить все обстоятельства и принять единственно верное решение – Афанасьеву в субсидии отказать. Иначе и быть не могло, а то бы Сан Саныч, а не Полумордвинов, сидел бы сейчас на скамье подсудимых.
Конечно, Полумордвинов мог понять распоряжение Жилкина правильно – решить вопрос отрицательно и беззаконное выделение денег из бюджета затормозить. Но долго ли после этого оставался бы он Заместителем Председателя Правительства Астраханской области? А спустя годы стал бы он руководителем администрации города Астрахани? Опыт мне подсказывает, что в обойме нужных губернатору людей задержался бы он ненадолго… А так – годы на административной работе, и на хорошем счету у начальства, почести и награды.
Бюджет потерял благодаря Полумордвинову 672 900 рублей, но что это в сравнении с ущербом, нанесенным другими астраханскими чиновниками, также представшими перед судом по уголовным статьям? Ерунда, мелочь! Кроме того, Полумордвинов деньги эти в казну вернул. Вот только деньги, уведенные в 2011 году, в момент возврата, через девять лет, когда цены в стране подросли, намного обесценились. Надо бы, согласно Гражданскому кодексу, начислить проценты за пользование чужими (бюджетными) денежными средствами, а иначе что это за компенсация?
Но дело даже не в деньгах, а как верно отметил судья, в том, что своими действиями Полумордвинов подрывает основы конституционного строя, дискредитирует органы государственной власти. А какой пример он подает подрастающему поколению? Стоит ли удивляться, что среди молодежи столь сильны суицидальные настроения? Не многих молодых людей привлекает безнадежная перспектива вырасти и пополнить ряды «полумордвиновых» и «столяровых».
Так кто он, Олег Полумордвинов, – наивная жертва подобострастия или уголовный авторитет? Что вынудило его преступить закон? Исполнял ли он план босса или действовал самостоятельно, на свой страх и риск?
Суд оценил действия Полумордвинова как самостоятельные умышленные незаконные действия, совершенные во вменяемом состоянии. Но, может быть, время развяжет языки, и настоящая правда всплывёт.
В «деле Полумордвинова» поражает «оперативность», с которой раскрывалось преступление. Событие 2011 года получило свою оценку в суде только в 2020 году, почти 10 лет спустя.
И вроде бы особой конспирации Полумордвинов не соблюдал. Всё лежало на поверхности. Вот бюджетные деньги, а вот квартира у Кубанского моста, купленная за счет налогоплательщиков. А где же были контролирующие органы все это время? Дожидались приезда в регион Бабушкина и вступление его в должность губернатора? Дожидались отставки Жилкина? Браво, правоохранители! У вас молниеносная реакция!
Да, Полумордвинову повезло – жить в вегетарианскую эпоху, когда гильотину сдали в утиль, и реакция у правоохранителей уже не та, что в былые годы. И не ему одному повезло. Смешными кажутся полумеры, принятые к некоторым известным коррупционерам, расхитителям государственного имущества. Многие из них отделались легким испугом. Ну пусть они живут долго и, если смогут, счастливо! Да не будут забыты их деяния вовеки веков! Пусть худшим наказанием будет для них укор в глазах честных людей и вечные угрызения совести.