В десятках сел Астраханской области население испытывает перебои подачи воды, вынуждены ждать водовозки, которые порой не приходят по нескольку дней.
В последнее время обострилась проблема в Наримановском районе, где четыре сельсовета: Николаевский, Линейненский, Прикаспийский, Астраханский, на территории которых проживают более пяти тысяч человек, лишены воды. Дело в том, что ильмень Шушай, из которого подается вода в населенные пункты этих сельсоветов, практически обезвожен.
Губернатор И. Бабушкин поручил участникам оперативного совещания по вопросам водопользования под руководством зампреда правительства Астраханской области М. Богомолова обсудить этот вопрос и представить коллективное решение в срочном порядке.
Цитируем М. Богомолова: «Проблема обеспечения сел Линейное, Туркменка, Янго-Аскер, Курченко водой возникла не вчера. Она не решалась комплексно долгие годы. Сегодня мы обеспечили электроснабжение подкачивающей станции для наполнения ильменя, из которого осуществляется забор воды. Но это только временное локальное решение данного вопроса» (А раньше нельзя было начать наполнять Шушай, не дожидаясь, когда он почти пересохнет?).
Глава Наримановского района на этом совещании добавил: «Сейчас осуществляется подвоз питьевой воды для населения. Для этого используется все служебные машины и привлекается частный транспорт».
На портале astrobl.ru опубликован релиз об итогах этого совещания. Что же предлагается для кардинального решения проблемы?
- В перспективе решать вопрос стратегически.
- Подобные совещания будут проводиться регулярною
- Консолидировать проблемы и применить к ним комплексный подход.
- Главе Наримановского района поручить подготовить все альтернативные варианты устойчивого водоснабжения сел и выработать устойчивую схему подачи воды. (Нашли крайнего).
Очень «конкретно». Можно, руководствуясь подобными рекомендациями, хотя бы что-то решить оперативно?
Одно понятно: совещания по поводу водоснабжения будут бить ключом и даже низвергаться водопадом из речей чиновников, а сельчане будут вынуждены жить в соответствии с предписанием М. Богомолова: люди должны понимать, что в первую очередь нужно использовать воду для питьевых нужд, только потом для приусадебных участков.
Будто невдомек зампреду областного правительства, что для большинства сельских жителей приусадебный участок – единственное средство существования. «Да помирайте вы без воды и еды. Одна нервотрепка из-за вас» - так восприняли итоги этого оперативного совещания те, ради кого, вроде бы, собиралось.
А ведь не первый год существуют программа «Оздоровление Волги», нацпроект «Экология». И деньги под них спускаются, и планы по их реализации составляются. К 2024 г. намерены восстановить проточность почти шестидесяти водоемов в Ахтубинском, Харабалинском, Икрянинском, Лиманском районах.
Сейчас в Икрянинском районе приступили к восстановлению ерика Зубовский. Но если работы будут вестись так, как на ерике Колочный и реке Каралатский банк (Камызякский р-н), то уж лучше ничего не делать.
Межрегиональное управление Роспотребнадзора в ходе исследования бассейна реки Волги установило, что организация, проводящая дноуглубительные работы, складировало размывные грунты в прибрежной защитной полосе ерика Колочный, а также непосредственно в р. Каралатский банк. А что? Земснаряд и другая техника работают, деньги осваиваются. А то, что в одном месте углубляем, а в другом засыпаем, так это для увеличения прибыли компании.
Есть необходимость пристального народного контроля за проведением подобных работ, как и за охраной чистоты вод.
22.09.21 г. работники фирмы «Астраханский универсалпорт» пытались распились судно в водоохранной зоне Волги, при этом нефтепродукты с судна откачивали в яму на берегу. Результат – загрязнение воды в Волге на площади 250 кв. м. Об этом сообщила водоохранная прокуратура. А сколько судов сливают подсланевые (льяльные) воды прямо в водоемы, хотя со школьных лет знают все, что под нефтяной пленкой гибнет почти все живое.
Положение с водой в нашей области критическое. Её не хватает ни людям, ни речным и морским обитателям.
От местных властей требуются не рассуждения «о стратегических мерах», а конкретные дела и энергичная зашита интересов области перед федеральными властями. Пока ни того, ни другого.
Несмотря на то, что уровень воды в Волге упал до пугающе низких значений, что во многих жизненно важных водоемах он такой низкий, что невозможен забор воды для подачи её населению, правительство области и глава региона мирятся с уменьшением до минимально возможного сброса с Волжской ГЭС (4800 куб. м/сек).
Это привело к тому, что Астраханские раскаты – лучшие раболовные просторы России – превращаются в болота. Осеннему ходу рыбы с моря в реки возможности практически нет: пересохли каналы-рыбоходы. Разве через Главный банк какая-то её часть прорвется. Комфортных условий для зимования судака, щуки, жереха, да и других не предвидится. Промрыбаки меняют на своих лодках подвесные моторы на болотоходы («месим грязь, но едем», - говорят ловцы), но и на них не через все меляки проскочить.
По раскатам уже гуляют волки и шакалы. Об этом говорят многие рыбаки и охотники.
Рыба исчезает в наших краях. Воблы в этом году такой дефицит (она шла всего три дня), что торговые сети Астрахани закупали её в Казахстане. Цена подскочила до 1000 рублей за килограмм. Недавно купила в «Магните» консервы из гольца. Изготовлены на Ямале. Это до какой же степени нужно довести бывшую «столицу живого серебра», чтобы везти сюда рыбные консервы чуть не с Северного полюса или красную рыбу с Камчатки и Сахалина.
Если бы к реализации «стратегических мер» приступили лет двадцать назад, наверное, такого бы не было. А если и дальше будет ограничиваться словопрениями, то здесь, вполне возможно, останутся только волки да шакалы, как это случилось в Приаралье.