Политическая ситуация в России меняется и очень стремительно. От компромисса с парламентскими партиями и точечных репрессий в отношении всевозможных «несистемных» власть переходит к политике жёсткого и тотального контроля политического процесса.
Окончательно нейтрализуется либеральная оппозиция. Алексей Навальный* и его сторонники обвиняются в создании экстремистского сообщества, имевшего целью подрыв основ конституционного строя. Что, собственно, неудивительно. Негоже главному врагу Кремля, открыто обвинявшему Путина в организации заказного убийства, иметь репутацию мелкого жулика и сидеть в тюрьме за нарушение правил условного наказания.
Теперь Навальный в глазах мирового сообщества точно узник совести. Теперь и симпатии россиян будут на стороне того, кто соответствует запросам общества на честного, смелого и бескомпромиссного борца (является ли он таким на самом деле или просто кажется, не так уж и важно). Теперь ЕСПЧ непременно удовлетворит поданные туда иски о нарушении прав человека в связи с делом Навального, как признал недавно незаконным запрет НБП** в России.
Допустим, на секунду, что всё это правда, что Навальный и в самом деле агент госдепа, экстремист и террорист. Что это меняет в отношении фигурантов его расследований? Коррупционеры не будут больше коррупционерами, обнаглевшие чиновники превратятся в честных тружеников, а выборы станут прозрачными и честными только потому, что так нам заявят обнулённый президент и обнуляемые губернаторы? Или подмена «умного голосования» глупым пойдёт на пользу избирательной системе? Едва ли.
КПРФ, долгое время пытавшаяся наладить диалог с властью, предлагавшая обществу и самой власти программу выхода из кризиса, призывавшая к соединению усилий перед лицом внешних угроз, теперь сама попала под удар. Задержания активистов и кандидатов, блокирование офисов, препятствование проведению публичных мероприятий, признанных несанкционированными, - всё то, что ещё недавно было в арсенале власти, боровшейся с «оранжевой проказой», повёрнуто теперь против КПРФ – единственной легальной оппозиционной силой, имеющей представительство в федеральном парламенте и готовой соблюдать правила политической игры.
Актив КПРФ и в самом деле стремительно радикализуется. В партию приходят люди, не просто недовольные происходящим в стране, но и готовые противостоять беззаконию, произволу и фальсификациям. Настроенные не на компромисс, не дающий результатов, а на жёсткое противостояние. Среди них не только левые и националисты, но и вменяемые либералы, и сторонники Навального, и аполитичные до сей поры граждане. Поддержка КПРФ в обществе растёт, что показали даже официальные результаты выборов. И такой расклад, естественно, не устраивает тех, кто привык игнорировать мнение оппонентов и гнуть свою линию. Только вот пружина-то может распрямиться и сработать против них же. Ведь тех, кому надоело жить по-старому, в России намного больше тех, кто не может по-старому управлять.
История не раз доказывала, что репрессии и закручивание гаек - не самый лучший способ решения проблем. «Года глухие» путинской стабильности позади. Впереди тревожные времена. Общество всё сильнее разделятся на тех, кто смирился и влился в систему, и тех, кто готов ей противостоять по мере своих сил. Завтра и власти, и оппозиции, и всем гражданам придётся на практике делать выбор, который сегодня обсуждается теоретически.
Свято место пусто не бывает. Не будет Навального – придёт какой-нибудь Подвальный, не такой обаятельный и вежливый, а куда более свирепый и страшный. Не будет КПРФ – придут красные кхмеры.
* Алексей Навальный является главой Фонда борьбы с коррупцией, признанного минюстом РФ иностранным агентом.
** Национал-большевистская партия признана экстремистской организацией и запрещена в России с 2007 года.