Информирует Генпрокуратура
Генпрокуратура провела проверку соблюдения прав школьников и студентов во время дистанционного обучения по всей стране. Выявлено в 2020 г. более шести тысяч нарушений законодательства. Для их устранения вынесено свыше 3,8 тыс. актов реагирования, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено более тысячи лиц.
В ходе проверки прокуроры выявили случаи замены учебных занятий в дистанционном формате самостоятельным изучением предмета школьниками.
В Башкирии, Марий Эл, Якутии, Иркутской, Калининградской и Тюменской областях они констатировали отсутствие у ряда обучающихся доступа к интернету и устойчивого сигнала связи. А в Алтайском крае, Брянской, Волгоградской, Омской, Тульской областях прокуроры добились отмены школьных приказов, обязывавших детей иметь дома персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео стабильный канал подключения к интернету и необходимое программное обеспечение для доступа к удаленным серверам.
Прокурорами приняты меры реагирования и в связи с необеспечением педработников компьютерами и доступом к сети. В Бурятии в одной из школ при наличии 66 компьютеров лишь 31 был подключен к интернету, в результате освоение образовательных программ обеспечивалось педагогами с использованием собственных флеш-модемов за счет личных средств.
В некоторых регионах после прокурорских проверок учащимся предоставили компьютерную технику.
Вывод по итогам проверки: "Компьютеры, трафик оплачивают семьи, и под ударом оказывается 43-я статья Конституции РФ о бесплатном образовании. Расходы должно нести государство, обеспечивая учащихся трафиком и компьютерами"
«Высокий» разговор
В начале января прошла встреча президента РФ В. Путина с министром просвещения РФ С. Кравцовым. Беседу транслировали по телевидению.
Началась она, по определению президента, с обсуждения «вещей», которые сейчас актуальны и волнуют очень многих – готовность школьной системы хотя бы частично, но к работе онлайн».
Министр вначале сказал то, что большинство учителей и родителей хотели услышать: «Дистанционное обучение было вынужденной мерой, чтобы сохранить здоровые учителей и учеников, и никогда дистанционное обучение не заменит традиционное. 1 сентября школы вернулись к традиционному обучению, и сегодня точечно, если возникает необходимость, школы вводят формат дистанционного обучения».
После уверений о понимании незаменимости традиционного образования министр стал докладывать об успешном создании цифровой образовательной среды (ЦОС), которая «дополняет традиционное обучение, отвечает на вызовы и усиливает классическое образование… ЦОС включает «отечественную систему видео-конференц-связи, чтобы отказаться от зарубежных аналогов, отечественную социальную сеть для общения учеников, родителей, учителей… Весь континент в ЦОС проверен, соответствует федеральным государственным стандартам и проверяется экспертами».
Позволительно спросить:
-Когда Teams стала отечественной системой?
-Какие материалы ЦОС соответствуют ФГОС, если в существующем ФГОСе ЦОС даже не упоминается.
Эти и многие другие вопросы остались без ответа. Например, невозможность выполнения некоторых требований СанПинов (вступили в силу 1.01.2021 г.)
«Школа или детский сад должны быть в пешей доступности. 500-800 м. в городе, максимум 1 км. в сельской местности. Если это расстояние больше, то необходимо обеспечить транспорт для подвоза детей».
Как это совместить с требованием того же документа, чтобы классы не пересекались, уроки начинались и заканчивались в разное время в сельских школах, в которые детей привозят из разных деревень на одном автобусе. Третья четверть началась, многие администрации школ вынуждены нарушать это требование, как и заведующие тех детсадов, которые на удалении больше 1 км., а перевозить дошкольников в школьном автобусе без родителей не положено.
Понятно, почему министр не расшифровывает данную саннорму. Продиктована она не заботой о детях, а желанием «вытолкнуть» их на дистанционное обучение, или в частные школы, где занимаются очно даже тогда, когда все бюджетные переведены на дистант, или на домашние обучение, чтобы ещё большее число бесплатных учреждений образования «оптимизировать». "Только за деньги можно сейчас получать в Москве образование детям 6-11 классов", - отметили родители после знакомства с содержанием беседы президента и министра просвещения.
Запрещено новыми санитарными нормами пользоваться в процессе обучения мобильными телефонами. «Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размера экрана, что влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, - объясняют в Министерстве просвещения. Во время урока можно пользоваться компьютером с минимальной диагональю – 26,6 см», - объясняют в Минпросе.
И никаких гарантий, что эту технику не заставят приобретать родителей.
Из многих вопросов, которые волнуют учителей, президент припомнил только один – выплаты денег за классное руководство.
Путин:
- Я читал, некоторые Ваши коллеги обращают внимание и жалуются на то, что эти деньги им не выплачивают.
Кравцов:
- Вопрос находится на постоянном контроле. Скорее всего речь идет о выплатах к техникумах, колледжах. Действительно, там такая проблема есть.
Путин:
- Что значит «проблема есть», я не понял. Просто им не платят?
Кравцов:
- Дело в том, что выплачиваются дополнительные выплаты учителям средних общеобразовательных школ. Есть техникумы, где также занимаются воспитательной работой.
Путин:
- Но за классное руководство платят только в школах?
Кравцов:
-Да, только в общеобразовательных школах. Что касается доплат в техникумах, этот вопрос мы в правительстве решаем. Надеюсь, в этом году определенные шаги в этом направлении сделаем.
О конкретных сроках министр не говорит. Улита едет, когда-то будет. Скорее всего, никогда. Фонд оплаты труда в учебных заведениях не изменился. Следовательно, увеличивать зарплаты просто не из чего.
Совсем недавно лично президент РФ требовал от региональных руководителей избавиться от второй смены до 2025 г. Но теперь это забыто. Ради соблюдения социальной дистанции ребята будут учиться в две и даже в три смены, за исключением 1, 5, 9, 11 классов и детей с ограниченными возможностями.
О том, что при переходе на двухсменное обучение меняется загруженность учителей, высокие «разговаривающие» стороны предпочитают умолчать.
Беседа В. Путина и С. Кравцова ещё раз показала: слова и дела нынешних власть предержащих – суть линии параллельные: не пересекаются.
Лариса Арачашвили – «Учитель года 2019»
В «Российской газете» было опубликовано интервью с Ларисой Арачашвили, преподавателем русского языка и литературы, удостоенной звания «Учитель года – 2019».
Некоторые ее высказывания у меня вызвали резкое отторжение. Хотелось бы знать, как их оценивают наши читатели.
Корреспондент: - Хороший педагог и хороший человек – это синонимы?
Л.А.: – Понимаете, хороший человек действительно не профессионал. Такие люди часто приходят в класс, мямлят что-то, предметом не владеют, знаний не дают… Скорее предпочту сволочь, которая талантливо ведет уроки, в глубине души ненавидит всех детей на свете. Да пожалуйста! Невероятно, но факт» Я-то, по наивности, считала, что гений и злодейство несовместимы. Оказывается, очень даже! Словом, выбираю профессионализм, поскольку хороших людей много среди педагогов, а вот отличных учителей среди них мало.
Корреспондент: - Вас устраивает программа по литературе?
Л.А.: - Современных подростов невозможно заставить читать Пушкина и Грибоедова. На мой взгляд, давно пора ввести новую программу по литературе. Почему бы и нет? Историй изучают три, а литературу только одну. Сейчас все кончается на 1986 г. – Рождественский, Евтушенко, Высоцкий.
Корреспондент: - Чего жаждет современная молодежь?
Л.А.: – Они зациклены на материальном. Все хотят иметь хорошую работу. Но когда спрашиваю «зачем?», отвечают: «Для денег». Такая у них практическая связка в голове. Например, круто стать знаменитым блогером. Чтобы иметь кучу бабок из ничего.
Корреспондент: - Говорят, Вас зовут работать в Москву, поедете?
Л.А.: – Ужасно надоело быть нищей. Поэтому я, извините, продамся. Какая мне разница, где учить детей? Они везде одинаковые. Но я в Волгограде буду получать 24 тысячи рублей, а в Москве – 150 тысяч в месяц. Хочу покупать себе красивые вещи не раз в сезон, а когда желание возникло.
Корреспондент: - Как Вы относитесь к мату в литературных текстах?
Л.А.: – Они (дети - прим. авт.) меня спрашивают: «Вы ведь тоже можете выругаться?». Не стала выкручиваться: «Да, но я приведу ещё пятнадцать синонимов к матерному слову. А вы?» Мат как приправа в языке. Им тоже нужно уметь пользоваться, чтобы не выглядеть пошло и грубо».
Лично мне очень не хочется, чтобы мою правнучку учила гениальная сволочь, ненавидящая детей, пользующаяся матом как приправой к родному языке. А вам, читатели?
«Учитель, перед именем твоим…»
В январе 1923 г. В.И. Ленин написал статью «Странички из дневника». В ней есть такие слова: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Эта истина не требует доказательств. К этому положению мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, соответствующим его действительно высокому званию, и главное – над поднятием его материального положения».
Сегодня на высоту поднимают учителей отнюдь не ленинцы. Лучшей учительницей в 2019 г. признана Лариса Арачашвили (к сожалению, отчество её «Российская газета» не указал). Увлечь пушкинскими стихами не может, но 15 синонимов к матерному слову знает.