Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый…
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
А. Твардовский
От нашего села до райцентра было всего 35 километров. Но это сплошное бездорожье или, в лучшем случае, грунтовые дороги. Асфальта – ноль, и пять паромов.
Поездка в райцентр на автомашине занимала часов пять-шесть.
В ненастную погоду, когда грязи по колено, когда машину с цепями на колёсах разворачивает поперёк дороги и свозит в кювет, продолжительность поездки значительно увеличивалась.
Зимой, в хороший мороз, но без снега, поездка сокращалась до двух-трёх часов, так как переезжали речки по льду.
На лошадях, на рессорке, этот путь был ещё дольше.
Налицо одна из двух вечных проблем России - дороги.
Да ещё и само село разделялось судоходной, довольно широкой рекой. Здесь был паром для людей - большая вёсельная лодка со скамьями по бортам. Неизменным паромщиком был старик Утень - важная должность. От него зависела, как минимум, половина села.
Если дул сильный ветер, когда на реке разыгрывались нешуточные волны, дедушка Утень никого, в том числе и школьников, не перевозил. Вот радости было этим ученикам! Дополнительные каникулы!
Вверх по течению реки, на окраине села был брод. Здесь бабы переходили реку бродом, задрав подолы выше колен. Маленьким ребятишкам было и по пупок, и по шейку. В этом месте в малую воду переезжали реку рессорки, арбы, телеги в лошадиной упряжке, колёсный трактор «Беларусь», гусеничный трактор ДТ-54 и единственная бортовая автомашина ГАЗ-51.
Брод был отмечен колышками - вехами. Иногда вехи уносило течением, или пацаны их выдёргивали. Тогда при переправе транспорт, люди попадали в ямины. Транспорт глохнул, а бабам приходилось купаться против своей воли. В жаркую погоду это даже приятно, а под осень?.. Брр!
Однажды вечером, после работы, отец подозвал меня:
- Сынок, надо сделать макет моста через Могуту. Опорами моста будут большие клетки из брёвен. Клетки - примерно такие, какие мы складываем из поленьев дров при просушке. Настил моста будет из толстых досок. По краям настила - толстые брёвна, чтобы автомашина или трактор не свалились с моста. Ширина моста - под одну машину. Для макета возьми упаковочные ящики. Надо всё сделать до завтрашнего вечера.
Могута - это маленькая проточная речка перед нашим селом и отделяла наше село от грейдера - основной грунтовой дороги в райцентр и на Казахстан.
Ни чертежей, ни рисунков не было. Так, на словах. Пока ещё было светло, я разобрал несколько упаковочных ящиков, выбрал подходящие рейки, бруски, дощечки.
В работу подключились мои неизменные друзья - Юрка и Толька. Они клещами вытаскивали гвозди и потом выпрямляли их молотком на обухе топора. Эта работа им была хороша знакома по предыдущим нашим постройкам - самоделкам.
Стемнело, во дворе уже ничего толком не видно. Надо спать.
За ночь вся конструкция моста созрела в моей голове. Спозаранку начал строительство макета. Скоро к этому подключились и мои друзья. В обед пришёл отец, посмотрел постройку. В основном одобрил, показал, что надо изменить и подправить. К вечеру макет был готов. Длиной он был метра два. Нашли игрушечную грузовую машинку и поставили на макет моста. Прокатили её за верёвочку через весь мост. Потом по этому мосту сам перебежал мой маленький кутёнок Дружок. Юрке и Тольке эта выходка кутёнка понравилась, и они стали силком толкать Дружка через мост. Через несколько кругов Дружок устал и сбежал в свою конуру.
Отец одобрил всю постройку. На следующее утро он это изделие отнёс в контору, на совещание по строительству моста. Я там не был, но, видимо, макет был одобрен и через несколько дней началось строительство моста через Могуту.
Это была народная стройка. Использовались в основном бросовые, никуда не годные материалы. Ни куля цемента, ни одной покупной железяки. Только проволочные гвозди были из магазина. Шпигорники - четырёхгранные кованые гвозди, скобы - карги, как их звали на селе, брали с ликвидированного рыбозавода. Пошли в дело и старые обручи от бочек. Ими, как металлическими пластинами, скрепляли отдельные части моста.
В описываемый период был ликвидирован наш рыбозавод. Я, пацан, видел, как происходила «ликвидация»: буксир зацепил тросом-«геркулесом» навес рыбоприёмного пункта, потащил за собой и всё свалил в реку. То же самое было сделано с другими деревянными постройками на берегу рыбозавода.
В основном весь материал был растащен. Но часть рыбозаводских построек попала и на этот мост, в том числе карги, шпигорники, просоленные балки, брусья, брёвна, пластины, доски, металлолом.
Клетки опор собирали прямо в воде, у берега. Как только клеть начинала садиться на дно, её отодвигали вглубь реки. Постепенно клеть вставала на своё, «проектное», место, хотя никакого проекта и в помине не было. Был только макет и были руководители работ - мой отец и дядя Лёня, оба фронтовики. Видимо, они видели, как строили такие переправы на дорогах войны. Чтобы клеть не всплывала, в её середину навалили всякий тяжёлый хлам, землю.
Так, за несколько суббот и воскресений, были выставлены все опоры моста. Всё остальное было проще. Работа уже велась над водой, в «сухе».
Когда шла работа по возведению опор моста, нам, ребятишкам, работы не было. Мы на всё смотрели с берега и купались рядом весь божий день, до посинения. Но когда начали делать настил, тут и нам нашлась работа: подносить гвозди, шпигорники, карги, обеспечивать водой и чаем взрослых.
Когда настил был доведён до середины реки, самой глубокой её части, мы начали нырять с ещё недостроенного моста. Клёво!
Наконец, все работы были завершены. Надо теперь испытать мост.
Первым повёл машину ГАЗ-51 Кабалак. Шофёр ещё с фронта, как и мой отец. Сначала провёл на малой скорости пустую машину. Потом в неё нагрузили тонны три груза. Повторно провёл уже гружёную машину через новый мост мой отец.
Всё без сучка и задоринки! Новый мост испытания выдержал с честью! К этому времени закипела уха в большом котле на костре у нового моста. Рыбу поймали сеткой здесь же, в Могуте.
Состоялся небольшой митинг по случаю пуска в эксплуатацию нового моста. Выступали руководители села, производители работ, сельчане.
Ребятишкам слова не дали. Да мы и не просились выступать. Нам и так было хорошо на новой стройке. И отдыхали сверх всякой меры и помогали в меру своих сил в строительстве!
За праздничной ухой ещё много говорили про новый мост и о будущих новостройках.
Всё же, хорошее это дело - коллективный труд на общее благо!