Эксплуатация трудящихся усиливается во всем мире, и во всем мире пролетариат все сплочённее и решительнее борется за свои права. В этом убеждает и опыт рабочих Казахстана.
Несколько недель проходили акции протеста в большинстве регионов страны водителей большегрузных автомобилей, возмущенных намерением правительства сделать платными 18 наиболее загруженных автотрасс в нарушение норм закона, в соответствии с которыми у каждой платной автодороги должна быть бесплатная альтернатива.
Кроме того, водители выступали против грабительских тарифов – 25 тенге (4,3 руб.) за километр и требовали нормальной инфраструктуры вдоль дорог.
Перед непреклонностью забастовщиков власть вынуждена была отступить. Число платных трас сократили до пяти, плата начнет взиматься только после проверки всех параметров. Национальная компания «Казавтожол» пообещала построить дополнительно заправки, гостиницы, парковки и другие объекты, обеспечивающие нормальные условия труда дальнобойщиков.
Успешно закончилась забастовка курьеров службы доставки Wolt в Алма-Ате.
Хозяева компании пытались утвердить новые ставки, по которым заработок работников значительно снижался. Курьеры провели митинг протеста. В отместку руководство компании уволило десятки его участников. Но труженики не сдались. Протесты вспыхнули с новой силой, и работодателям пришлось отказаться от введения новой системы оплаты труда.
С 2019 г. борются за свои права нефтяники. В том году они создали свой профсоюз, но активистов стали увольнять, стремясь свернуть деятельность объединения. На его защиту выступила Международная организация труда (МОТ). Комитет по применению стандартов МОТ потребовал от правительства Казахстана допустить в страну оценочную миссию для ознакомления с нарушением ратифицированных конвенций, в частности, с имеющими место судебными преследованиями профсоюзных лидеров. Но пока вопрос решается, люди защищают свои права собственными силами, рискуя быть уволенными или даже попасть под суд.
В начале лета забастовали 600 рабочих нефтяников Жанаозена (компания «Кезби»). Протестующие требуют: обеспечить инвентарем (они вынуждены на собственные деньги покупать инструменты и ремонтировать их); нормальное жилье (11 дней вахты живут в неприспособленных вагонах); повысить зарплату, выплачивать компенсации за сверхурочную работу (рабочий день часто длится 11 часов), за праздничные дни, за вредные условия труда. Уровень эксплуатации в «Кезби» даже выше, чем в других подобных компаниях Казахстана. Зарплата здесь не превышает 200 тыс. тенге (34 тыс. руб.). Отступать в борьбе за свои права добытчики черного золота не намерены.
Работники общественного транспорта г. Семея (Семипалатинска) стали заложниками «драчки» между городской администрацией, компанией «Семей Бас» и АО «Фонд развития промышленности» («АО ФРП»). «Семей Бас» судится с АО «ФРП» из-за долга по представленным в лизинг автобусам. Мэрия Семея обвиняет «Семей Бас» в неэффективности работы. Руководство «Семей Бас» заявляет, что мэрия много лет не выплачивает субсидии. Паны дерутся – у холопов чубы трещат: работники общественного транспорта месяцами не получают зарплату. Терпению их пришел конец – объявили забастовку и не намерены отступать до полной выплаты всех долгов.
Только в борьбе обретем мы права свои.