Расположенный на территории, а точнее - в глубине Астраханского кремля музейно-выставочный комплекс носит имя «Цейхгауз». У некоторых астраханцев и гостей нашего города, совершающих экскурсию в Кремль, и непосредственно в это заведение, может возникнуть предположение, что «Цейхгауз» существует сравнительно недавно. Но это не так. Как пояснил писатель-краевед Александр Сергеевич Марков, данное сооружение было построено в Кремле ещё в допетровскую эпоху как артиллерийский склад. Но располагалось оно в другом месте. А в XIX веке передислоцировалось туда, где находится сейчас. Слово «Цейхгауз» в переводе с немецкого языка значит «дом вещей». Немецкое название великий российский царь – реформатор Пётр I, являющийся, как известно, основателем Астраханской губернии, присвоил этому зданию, потому что он в своё правление сближал Россию с Германией и Голландией. И это название, уйдя в определённое забвение, возродилось примерно в 2009-2013-х годах. Артиллерийский склад спустя долгие лета, можно сказать, переконвертировался и стал не военным объектом, а музейно – выставочным комплексом.
«Цейхгауз» постоянно радует многочисленных посетителей очень интересными экспозициями самой разной тематики! Например, в его старых и сравнительно недавно отреставрированных стенах демонстрируется выставка экзотических живых бабочек.
Очень близка нашим землякам выставка «Астраханская рыбалка», организованная объединённым историко-архитектурным музеем-заповедником, историко-архитектурным комплексом «Астраханский кремль» и, конечно, музейно-выставочным комплексом «Цейхгауз». Экспозиция повествует об истории лова, демонстрирует сети, шестиметровую белугу, рыбацкие снасти.
Среди прошедших экспозиций: выставка восковых фигур, демонстрация экспонатов знаменитой Кунсткамеры и ещё много всего интересного. Безусловно, это культурное учреждение Астрахани не оставляет в стороне искусство светописи – фотографии! В рамках фотогалерей – грандиозные фотоэкспозиции, открывавшиеся под эгидой художественного руководителя народной фотостудии «Дельта» Валентины Фёдоровны Клоковой, которой уже, к сожалению, нет с нами. Мне лично довелось, участвуя в том мероприятии, представлять художественный жанровый фотоснимок «Выпускница», на котором я запечатлел юную астраханку Антонину Бабаеву на празднике Последнего звонка. На торжественную презентацию подиума произведений фотоискусства приезжал лётчик космонавт Герой России Юрий Михайлович Батурин – председатель Союза фотохудожников России!
А недавно в «Цейхгаузе» с успехом завершились две, если можно так сказать, «объективные» выставки. Взятое в кавычки слово объективные я ассоциирую с тем, что стержневым элементом их содержания является приспособление для кино, а в дальнейшем и цифровой видеосъёмки. Это ранее дебютировавшая в городе Казани первая интерактивная выставка «Ещё до кино», организатором которой является Максим Васильев (Казань). Выставка, посвящённая 125-летнему юбилею изобретения братьями Люмьер кинематографа – знаменитого «Синема», собрала: оптические приспособления, оригинальные игрушки и макеты, повествующие о том, как создавалась анимация.
Другая, непосредственно связанная с Астраханью, астраханцами и одним очень известным уважаемым астраханцем – заслуженным работником культуры, членом Союза журналистов, членом Союза фотохудожников, кавалером государственных наград и обладателем многих других достойных званий и регалий, ветераном труда Виталием Дмитриевичем Лояничем. Выставка, экспонировавшаяся под названием «Как это было», посвящена 85-летнему юбилею, который встретил в этом году Виталий Дмитриевич Лоянич, родившийся в Узбекистане в 1935 году и связавший навсегда свою судьбу с нашим родным Астраханским краем!
Среди экспонатов этой увлекательной выставки - снимок об открытии персональной фотовыставки нашего знаменитого земляка, прославленного фотокорреспондента Великой Отечественной войны, снимавшего этапы той, уже далёкой войны, с первых её дней до взятия Берлина и штурма рейхстага, Марка Степановича Редькина, где герой второй мировой, воевавший с «Лейкой» и блокнотом, запечатлён с Л.А. Бородиным и М.А. Тюриным. Когда В.Д. Лоянич делал телевизионный репортаж об открытии выставки работ М.С. Редькина, он держал в руках две кинокамеры, снимая одной – общим, а другой – крупным планом. Материалы экспозиции представили праздники и трудовые будни Астраханского региона. Это сфера деятельности промышленности, сельского хозяйства, рыбодобычи, строительства, здравоохранения, образования, науки и культуры Каспийской столицы. Интересны фотоматериалы о пионерском и студотрядовском движении, государственных праздниках.
Помимо праздников и трудовых будней в Астрахани и районах области, зоркий взор фотохудожника остановил мгновения исторического значения, отражающие события в Москве и других точках нашей необъятной планеты. Среди экспозиции фотокадры Московской «Олимпиады – 80» с поднятием знаменитого олимпийского мишки.
Многочисленные посетители этой выставки, знакомясь с экспонатами, ностальгически вспоминали свои дошкольные годы, октябрятское и пионерское детство, комсомольскую юность, студенческие годы и другие этапы своей жизни в период социализма…
Среди материалов экспозиции есть снимок, на котором запечатлён Александр Марков. С другой фотоработы на нас смотрит участник Великой Отечественной войны, профессиональный кинорежиссёр, окончивший в сороковые годы ВГИК, один из основателей развития фототворчества в Астрахани Алексей Игнатьевич Матюшкин, многим известный как автор поэтических произведений.
Кроме снимков, выполненных В.Д. Лояничем, демонстрировались фотосувениры, придуманные и выполненные им в курсантские годы, памятный коллективный выпуск курса техников-механиков Астраханского мореходного училища. Среди сокурсников Виталия Дмитриевича я нашёл фото бывшего своего соседа Евгения Петровича Алексеева, который, живя долгие годы в Риге, также увлекался фотографией, и другие интересные документы и экспонаты. Один из стендов выставки демонстрирует аналоговые (снимающие на плёнку) фотоаппараты, которыми Виталий Дмитриевич снимал до 1991 года.
Есть снимки, повествующие о том, как в 1960 году рабочие и служащие завода, в обиходе астраханцев именуемого «Тридцаткой», отправлялись на целину! Вызывают большой интерес фотографии известных деятелей киноискусства, героев войны и труда, спортсменов.
Среди экспонатов В.Д. Лоянич представил документальные материалы о его дорогой спутнице жизни Людмиле Михайловне, фотокопия комсомольской доски почёта 1959 года судоремзавода имени 30-й годовщины Октябрьской революции, где помещён портрет тогда молодого инженера – конструктора В. Д. Лоянича, и много других экспонатов.
Очень интересен стенд о том, как в советские годы Виталий Дмитриевич имел честь получить приглашение от «Клуба путешественников» Центрального Телевидения на участие в экспедиции на парусной яхте по Северному Каспию. Многие помнят это по программам ЦТ уже далёкого 1986 года.
А какая радость взрослым людям увидеть себя детсадовцами в документальных кинокадрах, снятых этим мастером!
Помнится, в начале 90-х московским издательством «Планета» выпускалась прекрасная открытка, иллюстрированная фотоснимком В. Лоянича с пейзажем заснеженного Астраханского кремля и Успенского собора.
…В советские годы во время майских и октябрьских демонстраций Виталия Дмитриевича можно было увидеть на трибуне, стоящего со своей съёмочной техникой среди первых лиц области и почётных гостей. Многие демонстранты, узнавая его, восхищались снятыми им и показанными по телевидению фильмами, среди которых кинолента «Ищу следы отца». Она была снята вместе с известным фото- и кинолюбителем, тогда главным инженером Астраханского почтамта Алексеем Евгеньевичем Пальцевым.
Виталий Дмитриевич Лоянич - всегда желанный гость в АГТУ (бывшем РЫБВТУЗе), высшем учебном заведении, которое он окончил уже состоявшимся взрослым человеком. События, проходящие в его стенах, он фиксирует своим объективом.
И будучи давно по возрасту на пенсии Виталий Дмитриевич активно создаёт фотохронику, работая со своим зорким объективом, как поётся в песне, на земле, в небесах и на море; к примеру, делая аэрофотосъёмку с борта вертолёта.
Виталий Дмитриевич Лоянич с далёкого 1963 года является внештатным корреспондентом областного телевидения. Я и многие астраханцы помнят его активное сотрудничество с известным кинооператором Анатолием Зимним и другими тележурналистами.
На открытие очередной своей персональной выставки объектива пришёл в элегантном светлом пиджаке, на котором с государственными наградами прикреплён комсомольский значок, в знак памяти того, что он был активным членом и секретарём Комитета ВЛКСМ.
Я лично очень давно знаю Виталия Дмитриевича Лоянича. Помню его активное сотрудничество в народной фотостудией «Дельта» с ветераном войны и труда Иваном Сергеевичем Молчановым, Алексеем Денисовичем Тальянским, сотрудничество с Юрием Александровичем Ефремовым и Юрием Валентиновичем Булычевским по линии развития кинолюбительского движения. Помню о создании им в послеперестроечные годы малого предприятия «Планар» и немало других интересных фактов из биографии этого незаурядного человека.
Астраханцы Сергей Александрович и Татьяна Степановна Вавилины, отметившие этой осенью серебряную свадьбу, бережно хранят в семейном альбоме выполненный Виталием Дмитриевичем Лояничем фотоснимок, когда в 1995 году их с другими молодожёнами, вступившими в брак в преддверии Дня города, торжественно чествовали на площади Ленина. Они гордятся, что попали в объектив такого прекрасного мастера! И подобных примеров можно привести много!
…В середине девяностых, после открытия очередной персональной фотовыставки, я спросил Виталия Дмитриевича, как развивалась его творческая деятельность в годы так называемого застоя? На это он мудро ответил, что для него никогда застоя не было, ни в каких делах!
Сейчас в «Цейхгаузе» помимо нашей выставки «Астраханская рыбалка» экспонируется выставка «Вдохновение», представляющая картины и проекты, выполненные студентами и преподавателями факультета «Дизайн и архитектура» АГУ, и новая интерактивная выставка из северной столицы «История боли» об орудиях пыток, на открытие которой приезжал известный блогер и историк Клим Александрович Жуков (Санкт-Петербург). Но многие посетители до сих пор вспоминают «путешествие во времени», которое представляла выставка Виталия Дмитриевича Лоянича!
Остаётся пофантазировать, что если бы старые стены могли говорить, сколько бы они поведали интересного с допетровских времён и эпохи великого реформатора до знатного астраханского фотомастера и кинооператора!