Лицемерие правящих кругов РФ поражает. С одной стороны, бесконечные призывы не позволять переписывать историю. С другой – постоянное очернение её советского периода, особенно усилившееся в преддверии 100-летия СССР.
В частности, утверждается, что "не будь большевиков с их Октябрьским переворотом", то и ГОЭЛРО, и метро, и радио, и телевидение, и самолётостроение, и даже прорыв в космос в России стали бы явью без миллионов человеческих жертв гражданской войны.
Стонут записные жалельщики о семидесяти годах Советов, свернувших нашу страну с «магистрального пути капиталистического развития».
Может, хватит, господа, так наивно лгать? Не могли осуществиться в имперской России те проекты, которые были воплощены в жизнь в проклинаемые врагами народной власти годы. Не могли. Потому что к началу ХХ века 78% граждан России были неграмотны. Об этом говорит перепись 1897 г. (грамотными считались уже те, кто утвердительно отвечал на вопрос: «умеете читать?»).
Народ веками мечтал о просвещении. Почти в каждом крестьянском наказе царской Государственной Думе говорилось об этом. «…Признавая просвещение так же необходимым для нас, как воздух, мы сим постановляем… настоятельно ходатайствовать перед правительством об открытии у нас в деревне такого учебного заведения, воспитанники которого по окончании курса могли бы смело вступить в мирное соревнование в торговле и ремёслах с прочими образованными народами» (Из наказа крестьян Владимирской губернии).
Но верхи, Российской империи боялись не хотели дать народу знания. Закон о всеобщем начальном образовании мытарился в царской России с 1905 по 1912 гг., когда был окончательно отклонён.
С начала 70-х годов XIX века в поход за народное просвещение двинулись народники – благородные, самоотверженные представители всех сословий. Вплоть до Октябрьской революции они несли «разумное, доброе, вечное» в крестьянскую среду. Но это была капля в море огромной страны.
Народником по политическим убеждениям был и великий русский изобретатель А.Н. Лодыгин. Об отношении в царской России к образованию и науке он писал в 1910 году: «Изобретатель в России почти что пария, и всю жизнь он проводит в том, что ждёт, как библейский Лазарь, не упадёт ли ему кроха со стола богатого, но его ожидания в большинстве случаев так же тщетны, как и ожидания Лазаря. Я знаю это как по своему личному опыту, так и по опыту многих других…» (статья «Лаборатория для изобретателя» в журнале «Новое время», 1910 г.). Применение своим знаниям и научным идеям в области электрификации в царской России он не нашёл.
Иным было отношение к науке и народному образованию у советской власти. Уже на 6-й день после взятия Зимнего (31.10.1917 г.) нарком народного просвещения А.В. Луначарский в обращении к гражданам России объявил главные направления деятельности правительства в области образования: «Введение всеобщей грамотности, организация единой советской школы, развитие всех школ для взрослых, сотрудничество педагогов и общественности, улучшение положения учителей».
20.12.1919 г., когда «дрянь адмиральская, пан и барон шли от шестнадцати разных сторон», принимается декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
«Всё население республики, не умеющее читать или писать, обязано учиться грамоте на русском или родном языке… Обучающимся грамоте рабочий день сокращается на два часа с сохранением заработной платы».
Главная цель, которую преследовало советское правительство, борясь с неграмотностью, - «обеспечить возможность населению сознательного участия в политической жизни страны». Согласитесь, такую цель не может преследовать антидемократическое, антинародное правительство.
Поход за грамотностью стал общенародным делом.
Комсомол на Первом своём съезде, решая сложные хозяйственные и военные вопросы, принимает и резолюцию «О культурно-просветительной деятельности». Вся его дальнейшая история пройдёт под лозунгом «Без знаний коммунизма нет».
05.05.1928 г. Восьмой съезд ВЛКСМ объявляет Всесоюзный культпоход за ликвидацию неграмотности.
Поход за грамотный завод –
Наш молодёжный культпоход!
Борьба за грамотный колхоз –
Фронт комсомольских бурь и гроз!
Учёбу, грамоту даёшь
Страны Советов молодёжь!
Ты всех охватишь сетью школ
Наш культармейский комсомол!
Такими лозунгами пестрели стенгазеты, заводские и МТСовские (МТС – машинно-тракторная станция) многотиражки, центральные молодёжные издания. Активное участие в культпоходе «За грамотность!» приняли астраханские комсомольцы. Для нашей области особенно важно было то, что каждый мог ликвидировать свою неграмотность на родном языке.
Среди 32 тысяч рыбаков, вышедших на лов в 1928 г., было 10 тысяч калмыков, казахов, татар. Все они были неграмотны. Ликбезы были организованы на путине. 4 тысячи культармейцев, в том числе 1200 из национальных меньшинств, работали на судах в море и на реке "Было сооружено для этой цели 4 культрыбницы, приобретены буквари на русском и на языках национальных меньшинств. За время похода грамотой овладели 30 тысяч трудящихся".
Но задачи расширяются. Нужно уметь не только читать, писать, элементарно считать. Нужно на равных соревноваться "с прочими образованными народами".
Разворачивается борьба за овладение технической грамотностью. Создаются вечерние курсы и техникумы для рабочих. В селе особое внимание уделяется привлечению в кружки, школы батраков, молодёжи, работающей по найму в кустарной промышленности.
Комсомол стал инициатором новой формы обучения – техминимум. Его проходили и успешно сдавали сотни тысяч тружеников.
Все полнее удовлетворяется тяга рабочей и крестьянской молодёжи к высшему образованию. Мой отец из многодетной рабочей семьи. Его старшая сестра поступила в МГУ (одно из самых престижных учебных заведений СССР) в 1938 г. В Великобритании, оплоте демократии Запада, женщины получили право обучаться в Оксфорде и Кембридже только в конце 60-х годов 20 века. Равное право на образование, в том числе высшее, имели женщины и мужчины в СССР с первых дней советской власти.
В 1928-1939 годах по комсомольским путёвкам пришли на рабфаки, на курсы по водготовке в вузы, на учёбу в вузы и техникумы десятки тысяч человек.
К 1934 году рабочая прослойка среди студентов – 47,9%. В царской России студентов в вузах из низших сословий были единицы.
Прежде всего из комсомольцев формируются новые технические кадры: трактористы, лётчики, шофёры, киномеханики, танкисты, инженеры…
Грозные годы Великой отечественной войны показали, что кропотливая работа советской власти по просвещению народа не была напрасной.
Советские люди успешно боролись «с прочими образованными народами» и в конструкторских бюро, и в заводских цехах, и на полях сражений, конструируя, производя и успешно эксплуатируя технику, не уступающую, а то и превосходящую ту, что была у противника.
Успешно боролись и победили. А их дети, воспитанные советской общеобразовательной политехнической трудовой школой, советскими вузами, дававшими фундаментальные теоретические знания, прочные профессиональные навыки, освоили громадные терртиории необъятной свой страны, построили сотни городов, создали наукоёмкие производства, прорвались в космос.
Не было бы всего этого в Российской империи, потому что, напомним, закон о всеобщем начальном образовании был отклонён правящими кругами в 1912 году. А без знаний какой же прогресс.