В ноябре 2011 года в «Астраханской Правде» была опубликована статья под заголовком: «Кто остановит произвол Пенсионного фонда?» Прошло почти 10 лет. Можно подводить некоторые итоги и сказать «да» или «нет». Вкратце напомню суть проблемы.
В статье говорилось, что данный вопрос актуален для тысяч тех работников Астраханской области, работодатели которых уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд по пониженным ставкам. То есть, не всю установленную соответствующим законом сумму, а лишь ее часть. Оставшуюся часть страховых взносов (разницу) ПФР должен зачислить на Индивидуальный счет каждого работника (застрахованного лица) из средств Федерального бюджета. Эта разница называется «выпадающие доходы бюджета ПФР».
Но Пенсионный фонд в Астраханской области этого не делает, тем самым ущемляются права работников на получение пенсии в полном объеме, исходя из размера заработка. И неважно, заплатил или нет работодатель страховые взносы за работника. И неважно, в полном объеме он заплатил взносы или только их часть. На лицевой счет работника взносы должны поступить в полном объеме.
Конституционный суд защитил пенсионные права работников от произвола недобросовестных работодателей, не перечисляющих страховые взносы, и от бездеятельности Пенсионного фонда, который обязан следить за своевременностью и полнотой перечисления страховых взносов. Если он этого не сделал, то расплачивается государство из федерального бюджета. Расплачивается за нерадивость работников Пенсионного фонда!
Для тех, кто не читал Постановление Конституционного суда РФ №9П от 10. 07.2007 г., цитирую: «Суд постановил: …Федеральному законодателю в целях обеспечения …прав застрахованных лиц… на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя».
Прошло почти 10 лет со времени публикации той информации. Пора подвести итоги. Что изменилось к лучшему? И изменилось ли?
Справедливости ради скажем, что кое-что есть. Отменены пониженные тарифы страховых взносов (с 2019 г.). Законодательно установлено возмещение выпадающих доходов ПФР (с 2010 года). Но эта норма (по мнению ПФР) не распространяется на тех, кто работал у данной категории работодателей, в период с 2002 по 2009 годы.
Именно об этой несправедливости, которая до настоящего времени не устранена, и пойдет речь.
В течение всего этого периода были обращения в ПФР, в суды, в прокуратуру (неоднократно), в СК РФ, в Правительство РФ (трижды), в Администрацию Губернатора области (неоднократно), в Государственную Думу РФ, в Совет Федерации ФС РФ (дважды), к Президенту РФ (дважды).
Поэтому есть возможность и факты, позволяющие сделать вывод о том, как реализуется конституционные положения: о правовом государстве, о социальном государстве, о том, что достойная жизнь граждан РФ определяет основной смысл и содержание деятельности всех уровней власти в Российской Федерации.
Смысл публикации 2011 года заключался в том, что допущена дискриминация отдельных категорий работников по иным основаниям.
Прошло почти 10 лет. В своих обращениях в высшие органы законодательной и исполнительной власти, в том числе и в обращении к Президенту РФ В.В. Путину мною был задан вопрос: «Есть ли в их планах выступить с законодательной инициативой о принятии ФЗ «Об устранении экономической дискриминации при назначении трудовой пенсии отдельным категориям работников, невинно пострадавшим экономически (материально) в результате несовершенства пенсионного законодательства в 2002-2009 годах».
Вот какой ответ получен из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций:
«На основании полученной информации сообщаем следующее.
Согласно статье 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в течение 2002-2009 годов работникам, работающим у страхователей, которые использовали для начисления им страховых взносов регрессивную шкалу в отношении каждого отдельного работника.
Поэтому правовых оснований для отражения в общей части индивидуального лицевого счета за период работы с 2002 г. по 2009 г. суммы средств, соответствующей сумме страховых взносов, исчисленных по общеустановленному тарифу (14,0 процента) не имеется.
Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (далее - Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 201 утверждено Положение об Управлении, согласно которому работники Управления являются уполномоченными лицами и наделены правом рассмотрения письменных и устных обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации и правом подписи направляемых заявителям ответов».
Таким образом, Администрация Президента РФ признала, что права граждан ущемлены. То есть, они подверглись дискриминации по иным основаниям: если работали у работодателя, уплачивающего 100% страховых взносов (14% от заработка), то пенсия будет выше. А если тот имел льготу и уплачивал взносы 7,2% от заработка, то пенсия будет в два раза меньше.
Но остался без ответа вопрос о том, намерена ли Администрация Президента устранить эту несправедливость? Не ясно. Администрация гаранта Конституции РФ ничего по этому вопросу не знает.
Вот так, читатель. Это признала Администрация Президента РФ.
А какова позиция по этому вопросу Совета Федерации Федерального Собрания?
Ответ на первое мое обращение (от 30.11.2020 г.) в адрес Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко подписан заместителем председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Бибиковой Еленой Васильевной.
Она имеет богатый опыт работы в Пенсионном фонде РФ. С 1975 по 1991 годы занимала должности старшего инспектора, заместителя заведующего, заведующего городским отделом социального обеспечения в г. Пскове. С 1991 по 2014 годы работала на посту управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ в Псковской области. Имеет в том числе и юридическое образование. Награждена государственными наградами.
Депутат Псковского областного собрания депутатов (2004 - 2011 годы), с 2011 по 2014 годы-заместитель председателя Псковского областного собрания депутатов. С апреля 2009 года - руководитель общественной приемной лидера партии «Единая Россия» Владимира Владимировича Путина. С мая 2010 года возглавила Псковское региональное отделение партии «Единая Россия».
Я сознательно остановился столь подробно на биографии сенатора Бибиковой Е.В., чтобы было наглядно видно, кто есть кто, и как кто отстаивает интересы представителей единственного источника власти в Российской Федерации, то есть народа.
Опыт, конечно, у Елены Васильевны огромный. Человек заслуженный. Она легко могла разобраться с поставленной проблемой. Ведь именно в этот период она возглавляла Пенсионный фонд РФ по Псковской области. И она, руководствуясь своим опытом в применении Пенсионного законодательства, подписывает ответ на мое обращение от 30.11.2020 года. Из него следовало:
«Ваше обращение (вх. 53021п от 9.12.2020) рассмотрено в Комитете Совета Федерации по социальной политике в рамках компетенции.
Отмечаем, что в соответствии с действующим законодательством выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Для уточнения изложенных в Вашем обращении фактов Комитет направил Ваше обращение в Пенсионный фонд Российской Федерации. О результатах рассмотрения Вы будете проинформированы».
Я с данным ответом согласен, потому что он основывается в том числе и на постановлении Конституционного Суда РФ № 9П от 10.07.2007 года, который однозначно указал механизм устранения несправедливости при назначении трудовой пенсии. Независимо от того, заплатил ли работодатель страховые взносы в ПФР или нет, или оплатил не полностью, работник должен получить пенсию на равных с теми, за кого эти взносы уплачены в полном объеме. И источник устранения этой антиконституционной несправедливости Конституционный Суд тоже установил: за счет средств государственного бюджета. Независимо от того, было это до постановления Конституционного Суда (10.07.2007 г.) или после. Но не ранее 2002 года, когда вступил в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Так, что ответ сенатора Бибиковой Е.В. абсолютно верный.
Но, уважаемый читатель, в своей статье от 16 ноября 2011 года «Кто остановит произвол Пенсионного фонда?» я указывал: «После выхода постановления Конституционного суда № 9П от 10.07.2007 г. Правление Пенсионного фонда Российской Федерации (возглавляемое Дроздовым А.В.-) курсив - автора) направило в адрес своих структурных подразделений циркулярное письмо, суть которого сводилась к одному: решение суда - не выполнять, поскольку Пенсионного фонда оно не касается. Свою правоту пенсионеры должны доказывать только в судах, но если и докажут, то не стоит решения выполнять, поскольку инструмента для их выполнения нет.
И ПФР продолжает действовать в прежнем ключе. Будто бы и не было Постановления Конституционного суда (о чем я известил в своих обращениях в адрес Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Президента РФ, неоднократно - Пенсионный фонд Российской Федерации, Прокуратуру Астраханской области, Следственное Управление Следственного комитета РФ по Астраханской области).
Однако, продолжим, уважаемые читатели.
Администрация Президента РФ признает, что ущемление прав работников допущено, а Совет Федерации считает, что нет.
Но, после того, как в повторном обращении я сообщил Совету Федерации позицию по этому вопросу Отделения пенсионного фонда РФ по Астраханской области, которую он изложил в своем письме в адрес Следственного отдела Следственного Комитета РФ в Кировском районе г. Астрахани, тон второго письма, подписанного сенатором Бибиковой Е.В. несколько изменился в противоположную сторону.
А именно: «Ваше повторное обращение рассмотрено в Комитете Совета Федерации по социальной политике.
Комитет, ознакомившись с приложенными к Вашему обращению материалами (письмом из Отделения ПФР по Астраханской области), полагает, что распределение по лицевым счетам застрахованных лиц органами Пенсионного фонда в 2002-2009 годах сумм страховых взносов, исчисленных с применением законодательно установленных пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, ущемляет пенсионные права граждан».
Комитет Совета Федерации в данном случае представляет позицию верхней палаты Федерального собрания. И эта позиция такова: Верхняя палата Законодательного собрания считает, что дискриминация работников допущена, пенсионные права ущемлены. Допущена и допускается уже 18 лет!
Таким образом, и Администрация Президента РФ, и Совет Федерации считают, что дискриминация (ущемление прав) работников допущена.
Но «лучше всех» сориентировались в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы РФ.
Из ответа его председателя Я.Е. Нилова (фракция ЛДПР) следует, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является законодательным органом государственной власти и не обладает полномочиями по официальному разъяснению либо толкованию норм действующего законодательства. (Будто бы кто просил толковать закон!? – прим. авт.).
В этой связи, учитывая, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Ваше обращение направлено для рассмотрения и подготовки соответствующих разъяснений в указанное Министерство».
Вот так! Будто бы не Дума, её фракции, а Министерство должно выступить с законодательной инициативой!? И принимать законы!? А депутаты будут только перенаправлять заявления о допущенной экономической дискриминации в результате несовершенства законодательства (хотя они и занимаются законотворчеством), считая это несущественным, в различного рода инстанции.
Но перед каждыми выборами на все лады, на каждом углу будут говорить про заботу о своих избирателях, о ветеранах, о пенсионерах. А простой вопрос о справедливости при назначении пенсии загоняет их в ступор. Это напоминает анекдот, уж извините, уважаемые читатели, но он очень кстати. «Поздно вечером идет мужчина по улице и спрашивает встречного: «Скажи, уважаемый, а сколько лун на небе? А тот отвечает: «Не знаю, я здесь – в командировке!». Нужны ли нам такие депутаты?
Если посмотреть на этот вопрос шире, то из ответов высших органов законодательной и исполнительной властей РФ следует, что выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в период с 2002 по 2009 годы не компенсировались за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета ни Пенсионному фонду, ни Фонду социального страхования, ни фонду обязательного медицинского страхования. А вот с 2010 года законодатель предусмотрел это в статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 года №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
А до этого выпадающие доходы не компенсировались. В связи с этим, вопрос: «А качество предоставляемых услуг и их содержание от этого не ухудшилось? Кто-то это проверял? Кто-то за это ответил?!». Но законодатель об этом не знал и не знает! Почти 20 лет не знал! Это не в его «компетенции».
Но продолжим. А почему представители той правящей партии, за которую мы неоднократно голосовали с 2002 года, ни сном, ни духом не ведают о том, что значительная часть населения, уходящая на пенсию, подвергается дискриминации при ее назначении?
Бизнесу ослабили налоговое бремя. Это можно только приветствовать! Но почему опять за счет народа, трудящихся, создающих блага для общества? Разве это дальновидно? Разве ж такое может быть в правовом социальном государстве? Разве так можно относиться к старшему поколению? И собирается ли государство возвращать долги этим людям?
Видимо многие единороссы считают эту категорию граждан России обузой для нее. Только так можно объяснить подобное отношение к тем, кто как единственный источник власти в РФ доверил своим избранникам судьбу в надежде на то, что они будут принимать справедливые Законы. Но что-то сбои происходят у «партии власти».
Как тут не вспомнить о драконовских изменениях в ФЗ о пенсионном обеспечении военнослужащих?
С 2012 года в качестве временной меры (уже 9 лет) был введен коэффициент (0,54), уменьшающий размер их пенсий почти наполовину. Хотя Конституция РФ запрещает издавать законы, ухудшающие положение людей. Но единороссам Конституция РФ – не указ! Планировалось ежегодно уменьшать этот коэффициент на 2%. Но партия власти блокировала это, в том числе и инициативу президента В.В. Путина, ясно обозначенную в его майских указах 2012 и 2018 годов. Единороссы попросту заморозили эти изменения в закон. Не понимаю, на что надеются эти депутаты? Что терпение у народа безгранично? Лично я так не думаю. Или полагают, что те, кто сейчас служит в Российской Армии, не понимают, что их ждет в будущем, при выходе на пенсию? Сомневаюсь! Ведь воинская служба – это один из видов государственной службы. Почему же такой коэффициент не ввели для всех госслужащих?
Не о народе думают наши депутаты - единороссы, а о себе, о своем обеспечении в старости, в том числе и пенсиями, не идущими в сравнение ни с одной категорией пенсионеров. В свое время Форд - старший говорил: «Купаться в роскоши на фоне обнищания собственного народа – безнравственно!» Подумайте об этом, господа!
Может быть, законодатели, заседающие в Государственной Думе, в Совете Федерации об этом не знали? Если не знали, то нам не нужны такие депутаты, если знали, но не захотели восстановить справедливость, то тем более, такие депутаты нам не нужны. Вывод один: надо в корне менять депутатский корпус и единороссам в Думе делать нечего. Это вредно для народа.
Чтобы меня не обвинили в том, что я эту проблему выдумал, и что все это не так, что все выглядит благопристойно, я предоставляю для пущей убедительности вместе со статьей и списки конкретных людей, приживающих в конкретных населенных пунктах, которые подверглись экономической дискриминации, права которых ущемлены (имеется в распоряжении редакции). В списки попали только те, кто работал на одном предприятии – в РК «Посейдон». В свое время я возглавлял это предприятие, поэтому знаю, о чем говорю. Таких людей, конечно, по области и в городе наберется тысячи.
Оговорюсь сразу, что я не ставил и не ставлю перед собой цели пробиться в депутаты Государственной Думы на предстоящих выборах. Мне за державу обидно! За народ, который дурят, как хотят, и повсеместно!
Хочу закончить тем же, что и в статье 2011 года. Ведь ничего не изменилось.
Товарищи! Не будьте равнодушны к судьбе и размеру своей пенсии. Внимательно и с пристрастием проверяйте состояние своего лицевого счета застрахованного лица, правильность начисления пенсии. Не дайте себя обмануть. При возникновении каких-либо сомнений немедленно бейте тревогу. Готов помочь каждому, кто в этом нуждается. Свою посильную помощь вам могут оказать и более молодые члены вашей семьи: дети и внуки. Обращайтесь по возможности и к ним.
Объединяйтесь для борьбы с этим злом. Время отсиживаться в окопах прошло!
Так кто же все-таки остановит произвол в области пенсионного обеспечения?
Только сам народ, мы с вами, если изберем именно народную власть снизу доверху!
Тогда «партия власти» действительно ответит, как и обещала когда-то, да не ответила. За все, что натворила в стране за годы своего «правления». А для этого нужно забрать у нее эту власть, выбрав свою, чутко реагирующую на наши нужды и запросы! И заставить ответить! И это свершится! Так будет! Лично я в это верю.