Многие обратившиеся за оказанием правовой помощи граждане оказываются жертвами неквалифицированных специалистов или даже мошенников. Рынок юридических услуг в России никак не регулируется, а для обеспечения качества оказываемой помощи предлагается введение «адвокатской монополии».
Введенное еще в 1991 году лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг уже через семь лет было упразднено. С тех пор предоставлять такие услуги могут любые организации, индивидуальные предприниматели и даже самозанятые граждане. Квалификацию этих специалистов или наличие у них какого-либо образования государство не контролирует.
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ – ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ
Нередко такие компании и «псевдоюристы» превращаются в ответчиков по искам бывших клиентов, разочарованных качеством или неоказанием оплаченных услуг. Так, жительница Красноярска Александра Кошева заплатила индивидуальному предпринимателю Ларисе Сидоровой 50 тысяч рублей за работы по разрешению земельного спора. Однако бизнесвумен составила иск, ходатайство и приняла участие только в двух заседаниях, от дальнейшей работы, по мнению клиента, уклонилась. В результате потребитель вынужден был предъявить иск своему бывшему представителю. Красноярский областной суд оценил оказанные услуги в 15 тысяч рублей, обязав ответчицу вернуть остальную сумму полученного аванса. При этом выяснилось, что Лариса Сидорова давно утратила статус предпринимателя, хотя поставила на договоре с Александрой Кошевой соответствующую печать. В итоге клиент лишилась даже прав потребителя и не смогла взыскать причитающиеся неустойку и штраф. Кассационный суд не усмотрел в таких действиях недобросовестности.
Житель Тверской области Константин Цветков предъявил иск индивидуальному предпринимателю Юрию Григорьеву, который обязался представлять интересы гражданина в страховых компаниях и суде по факту дорожно-транспортного происшествия. Поскольку в течение года юрист бездействовал, клиенту пришлось обратиться к другому исполнителю. По мнению гражданина, из-за пропуска срока исковой давности он недополучил 727 тысяч рублей. Однако ответчик отрицал факт получения доверенности и иных документов, необходимых для исполнения его обязанностей, доказать обратное клиент не смог. Не усмотрев вины предпринимателя, суд пришел к выводу, что «требования истца о взыскании убытков в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества удовлетворению не подлежат».
КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ
Многие потерпевшие, не получившие правовую помощь или недовольные ее качеством, обращаются с жалобами в Роспотребнадзор. Этот орган уполномочен применять к нарушившим обязательства перед клиентами юридическим фирмам административные санкции. Хотя сами граждане чаще всего получают от этого только моральное удовлетворение.
Например, в обмане потребителя уличили пермское ООО «Гарант». За 28 тысяч рублей компания обещала оказать содействие 80-летней Кирсановой в подготовке ряда документов по вопросу выплаты денежных средств опекунам на совершеннолетних недееспособных граждан. Однако выяснилось, что направленные в разные инстанции письма идентичны и касались находящихся под опекой детей, а не взрослых граждан (то есть юристы не прочитали поставленный клиентом вопрос). «Кирсанова Г.Я. пришла к выводу, что ООО «Гарант» оказало дорогостоящие юридические услуги ненадлежащего качества, воспользовавшись юридической неграмотностью и пожилым возвратом потребителя», – заключили в ведомстве, налагая на ООО «Гарант» административный штраф в размере 120 тысяч рублей. «Факт введения потребителя в заблуждение относительно качества услуги, правильности диагностики ситуации, подтвержден материалами дела и документально не опровергнут», – констатировал арбитражный суд, подтверждая обоснованность примененных санкций.
ПРАВОВАЯ ХАЛТУРА
Штраф в размере 20 тысяч рублей наложили на петербургское ООО «Межрегиональный Правовой Центр», которое обязалось оказать услуги по защите Полины Бондаренко в судебном споре с ООО «ДНС Ритейл» (торговая марка DNS). Но готовя исковое заявление, юристы не установили, кто являлся покупателем, не проверили сведения о приобретенном товаре и допустили многочисленные процессуальные нарушения. В итоге мировой судья оставил иск без движения. Роспотребнадзор признал оказанные услуги некачественными, служители Фемиды поддержали эти выводы. «Позиционируя себя профессиональным участником рынка юридических услуг, ООО «Межрегиональный Правовой Центр» обязано было определить и запросить у потребителя все документы, необходимые для установления фактических обстоятельств», – заключил арбитражный суд.
АДВОКАТУРНЫЙ КОНТРОЛЬ
Дополнительные гарантии качества имеют клиенты адвокатов. Согласно федеральному закону, они обязаны «честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами», а неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей является основанием для лишения статуса и исключения из корпорации. Более того, формально такие бывшие адвокаты не могут в дальнейшем представлять клиентов в любых судах.
Суровые санкции к своему члену – Елене Решетиной, применила столичная адвокатура. Квалификационная комиссия пришла к выводу, что, получив от потерпевшей от побоев гражданки Беспаловой 80 тысяч рублей, юрист уклонился от исполнения обязательств под предлогом «коррупции в правоохранительных органах» и трудностей с ее виртуальным офисом. Для продолжения работы адвокат предложила клиенту доплатить еще 100 тысяч рублей. Такое поведение потерпевшая сочла «омерзительным» и мошенничеством, а Адвокатская палата Москвы прекратила статус Елены Решетиной. Служители Фемиды подтвердили законность этого решения. Кроме того, по иску самой уже дважды потерпевшей с экс-адвоката взыскали внесенный аванс и начисленные на него проценты. «Бремя доказывания факта предоставления услуг, а также их объема, несет исполнитель», – констатировал Московский городской суд.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Для частичного урегулирования рынка правовых услуг еще в 2016 году был принят национальный стандарт «Руководство по оказанию правовой помощи потребителям» (ГОСТ Р 56877-2016). Он, в частности, предусматривает обязательную диагностику спорной ситуации клиента, оценку правомерности его требований и выбор оптимального способа восстановления нарушенных прав. «Если требования, по мнению защитника, являются неправомерными, это должно быть разъяснено заявителю. В каждом случае следует рассмотреть все способы возможной защиты прав или законных интересов заявителя, исходя из приоритетности способов досудебной защиты, и выбрать такие, которые открывают возможность наиболее быстрого и полного удовлетворения его законных требований», – отмечается в ГОСТе.
Вместе с тем этот правовой акт касается только сферы защиты прав потребителей – покупателей товаров, заказчиков работ и различных услуг. Кроме того, как и любой другой национальный стандарт, он рассчитан на добровольное применение частнопрактикующими юристам и организациями. Принудить соблюдать ГОСТ или оштрафовать за его игнорирование невозможно.
В качестве альтернативного механизма регулирования Профсоюз адвокатов России разработал профессиональный стандарт «Юрист». «Отсутствие стандартизации требований приводит к негативным последствиям как для всего общества в целом, так и для самих юристов, к недобросовестной конкуренции, оказанию некачественных услуг, ухудшению ситуации на рынке труда, дискредитации профессии», – утверждали авторы документа. Проверка знаний, умений кандидатов и выдача аттестатов делегировались аккредитованным центрам независимой оценки квалификации. При этом для получения категории даже старшего или ведущего юриста наличие профильного высшего образования не требовалось. Но за прошедший год профессиональный стандарт так и не был принят. Кроме того, как и ГОСТ, он в любом случае не является обязательным.
КАЧЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
Международные эксперты считают ситуацию в России критической. «Тот факт, что большинство юристов действуют за рамками какой-либо системы самоуправления, означает, что российская правовая система во многом полагается на лиц, которые не подчиняются требованиям кодекса этики и дисциплинарной системы. Следовательно, многие люди, которые обращаются к ним, чтобы получить доступ к правосудию, в том числе добиться исправления нарушенных прав человека, не смогут привлечь своих юридических представителей к ответственности, если обнаружат, что они проявляют некомпетентность, халатность или коррумпированность при ведении их дела», – отмечается в отчете миссии Международной комиссии юристов.
Разрабатываемая Министерством юстиции России Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи обсуждается уже более шести лет. В перспективе она предполагала введение так называемой адвокатской монополии – закрепление права оказания правовой помощи гражданам исключительно членами профессионального сообщества. Это касалось как частнопрактикующих юристов, так и сотрудников консалтинговых компаний. В свою очередь, работающие в иных организациях юрисконсульты могли представлять интересы работодателя без получения адвокатского статуса, не затрагивала реформа также деятельность сотрудников государственных органов, нотариусов и патентных поверенных. «Проектом Концепции предусматривается постепенное сближение и объединение различных групп субъектов, оказывающих юридические услуги, в единую профессиональную корпорацию. В настоящее время адвокатура представляется наиболее оптимальным институтом для такого объединения», – констатировали в Министерстве юстиции РФ.
Однако принятие Концепции уже многократно откладывалось. Новую идею реформирования рынка правовых услуг на секционном заседании «Общероссийского гражданского форума» озвучил заместитель министра юстиции России Денис Новак. Целесообразным он считает делегировать только адвокатам и их образованиям (кабинетам, бюро, коллегиям) право оказывать платные услуги. В свою очередь, на безвозмездной основе помощь смогут предоставлять все желающие, в том числе некоммерческие организации и просто готовые бесплатно трудиться энтузиасты.
Параллельно законодатели ужесточают требования к судебным представителям. Вступивший в силу еще осенью 2015 года Кодекс административного судопроизводства РФ допускает участие в спорах с государственными органами только представителей с высшим юридическим образованием. С 1 октября 2019 года предъявлять дипломы должны участники всех арбитражных споров, а также рассматриваемых в областных, апелляционных и кассационных судах гражданских дел. Исключение касается только представляющих самих себя граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также руководителей организаций.
Справка
По данным Федеральной службы государственной статистики, стоимость оказываемых населению юридических услуг в 2020 году превысила 109 млрд рублей, за первые три месяца этого года – 28,7 млрд. Почти четверть услуг предоставляется в Москве и Московской области.
По данным Федеральной палаты адвокатов, действующий статус имеют 75,2 тысячи адвокатов. В 2020 году поступило более 12,3 тысячи жалоб, нарушения выявлены в 1,8 тысячи (14 процентов) случаев. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей статус 37 членов был прекращен.