Татьяна Дегтярёва, миловидная женщина с медицинским образованием, девять лет проработала у индивидуального предпринимателя Юлии Эктовой, владелицы сети салонов-магазинов «Ортопедические изделия».
По семейным обстоятельствам устраивалась на работу поближе к дому. Это было важно для неё. В трудовом договоре местом работы Татьяны Дегтярёвой был определён салон-магазин на улице Софьи Перовской, что в пяти минутах ходьбы от её жилья.
К интеллигентному, грамотному, очень вежливому и ненавязчиво внимательному продавцу-консультанту тянулись люди. За годы работы образовался солидный круг постоянных покупателей, предпочитавших приобретать товары именно у неё. Дегтярёва неоднократно награждалась работодателем «за лучшие продвижения новинок», «за верность компании «Ортопедические изделия» и передачу знаний новому персоналу», «за умение воодушевлять коллег и поддерживать командный дух». Казалось бы, всё всех устраивает, и так будет всегда. Во всяком случае менять работу Татьяна не планировала и рассчитывала оставаться на ней до пенсии, до которой ещё очень-очень далеко.
Но однажды всё резко изменилось. Татьяна предполагает, что это связано с корпоративом, посвящённым 16-летию компании. Юлия Эктова любила костюмированные представления с ролевыми играми. На сей раз Татьяне по сценарию квеста надлежало, облачившись в костюм помощницы средневекового инквизитора, заставить Великого инквизитора, роль которого досталась супругу Эктовой Константину, просить, встав на колено, руки Принцессы (Юлии). Великий инквизитор сопротивлялся. Впрочем, так и было задумано по сценарию. Но то ли чересчур глубоко вошёл в роль Константин, то ли в этот момент имел место реальный разлад в отношениях супругов, слова Великого инквизитора, адресованные помощнице, прозвучали, как показалось некоторым участникам шоу, оскорбительно для Принцессы: «Не нужна мне она. Я, может, тебя давно люблю». Татьяна с достоинством вышла из некрасивой ситуации, заставив-таки Великого инквизитора преклонить колено перед Принцессой и поцеловать ей руку. Инцидент, казалось, был исчерпан.
Всё вышеописанное происходило в мае 2019 года. А в конце июня Татьяне сообщили, что салон-магазин на улице Софьи Перовской закрывается. Вместо него открывался новый салон на улице Ноздрина, ещё ближе к дому Дегтярёвой. Но там ей место не приготовили. Без объяснения причин предложили работу в двух торговых точках, расположенных далеко от её дома, либо расторжение трудового договора.
Поскольку Эктова была в курсе семейных обстоятельств Дегтярёвой, возникло предположение, что таким образом предприниматель изживает работницу, к которой приревновала мужа.
Но Татьяна Дегтярёва привыкла быть по жизни «сильным звеном». Не чувствуя за собой вины, не видя повода для несправедливости и беззакония, она решила бороться. Обратилась в Кировский районный суд Астрахани с иском о защите трудовых прав.
Нелёгкий путь пришлось пройти. Судья Кировского райсуда Кольцова почему-то не усмотрела нарушений в действиях Эктовой и отказала в иске. Дегтярёва, чтобы не остаться без работы, была вынуждена согласиться на перевод в торговую точку, которая находилась на расстоянии от её дома, в десять раз превышающем расстояние от прежнего места работы. Это очень существенно для человека, не имеющего личного автотранспорта и пользующегося общественным, либо передвигающегося пешком.
Из обращения Дегтярёвой в прокуратуру Советского района Астрахани от 20 мая 2020 года:
«Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 23 октября 2019 года установлена незаконность действий ИП Эктовой в отношении меня, выразившаяся в нарушении требований трудового законодательства при осуществлении изменений условий трудового договора. Однако, выплатив мне по решению суда компенсацию морального вреда и возместив судебные расходы, Эктова Ю.Г. стала, по моему мнению, мстить мне, подвергая всяческой дискриминации. Я была вынуждена работать вдали от места проживания, хотя рядом с моим домом расположена торговая точка Эктовой, куда она определила работать мою ученицу. В дальнейшем Эктова переместила меня ещё дальше – в Трусовский район, хотя я проживаю в левобережной части города. Уменьшилась моя заработная плата в сравнении с предыдущим (досудебным) периодом работы. Меня перестали приглашать на мероприятия с участием работников, в том числе – на собрания по рабочим вопросам. В период введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией и объявлением Указом Президента РФ нерабочих дней состоялось собрание работников, о котором мне рассказали коллеги, – меня на данное собрание также не пригласили. На собрании ИП Эктова Ю.Г. якобы плакала, жаловалась на то, что введение карантина ставит под угрозу всю дальнейшую работу, государство никакой помощи предпринимателям не оказывает, она не имеет возможности выплачивать зарплату за нерабочие дни, в связи с этим вынуждена принять со своей стороны меры, направленные на выживание – временное прекращение деятельности. При этом она обещала, что деятельность будет в дальнейшем возобновлена».
21 апреля 2020 года Дегтярёву уволили в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя. По тем же основаниям были уволены ещё двадцать семь работников Эктовой.
Проверкой, проведённой прокуратурой Советского района Астрахани по обращению Дегтярёвой, установлены нарушения в действиях работодателя, выразившиеся в объявлении простоя и неполной выплате расчёта при увольнении, а также другие нарушения.
Из обращения Дегтярёвой в Государственную инспекцию труда в Астраханской области от 26 июня 2020 года:
«Из устного общения с моими коллегами мне стало известно, что Эктова обещала взять их обратно после окончания карантина, если не будут никуда жаловаться. Люди жили надеждой на возвращение.
Прошу особо обратить внимание на то, что после массового увольнения торговые точки ИП Эктовой Ю. Г. как ни в чём не бывало продолжали функционировать. Продавцы-консультанты обзванивали постоянных покупателей, держателей дисконтных карт, приглашали от имени предпринимателя Юлии Геннадьевны Эктовой в торговые точки для приобретения товара по акциям, предлагали услуги массажа. Прилагаю кассовый чек от 18 мая 2020 года, согласно которому торговая точка ИП Эктовой Ю. Г. на улице Ноздрина занималась реализацией товаров, указана фамилия как ИП Эктовой, так и кассира – продавца-консультанта П., которая ранее являлась моей ученицей. По каким соображениям Эктова предоставила работу именно ей, а не мне, проживающей рядом с данной торговой точкой, остаётся неясным, но напрашивается вывод, что индивидуальный предприниматель категорически не желала иметь дело с работниками, способными защищать свои трудовые права. Она понимала, что я не согласилась бы с её незаконными действиями, практикуемыми ею в период ограничительных мер, введённых в Астраханской области в связи с коронавирусной инфекцией.
Но другие работники, как мне кажется, вынуждены были идти на сделку с собственной совестью и работодателем.
Так, например, уволенная продавец-консультант Ч. продолжала преспокойно трудиться в салоне-магазине «Ортоизделия» по адресу: г. Астрахань, ул. Кирова, 40 согласно кассовому чеку от 25 апреля 2020 года. Полагаю, что трудилась без оформления, так как стояла на бирже в качестве безработной.
Согласно сведениям из ЕГРИП деятельность ИП Эктовой Ю. Г. была прекращена только 09 июня 2020 года. Всё это время могло быть включено в мой стаж, но Эктова лишила меня более полутора месяцев возможности трудиться.
Как и было обещано ею, покорные работники сохранили рабочие места. Зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя сын Эктовой Юлии Геннадьевны – Эктов Григорий Константинович. Согласно кассовому чеку от 15 июня 2020 года в его салоне-магазине, оформленном прежде на ИП Эктову Ю. Г., трудится ранее уволенная Б.
Я привела лишь несколько примеров, подтверждённых документально. Но их гораздо больше. Большинство уволенных сейчас трудится у ИП Эктова Григория Константиновича. Всё, что сделано Эктовой, делалось, по моему мнению, с единственной целью – обойти Указ Президента РФ и не платить работникам деньги в период ограничительных мер».
И хотя к обращению в Государственную инспекцию труда Дегтярёва приложила копии кассовых чеков на трёх листах, проводить проверку вопиющих фактов инспекция не стала. Отписалась, что, поскольку предприниматель прекратил свою деятельность, провести её не представляется возможным. Рекомендовала обратиться в суд.
А дело уже рассматривалось Советским районным судом Астрахани, куда обратилась Дегтярёва 21 мая.
Решение по делу состоялось только 11 сентября 2020 года. Многократно рассмотрение откладывалось по инициативе участвующего в деле прокурора Корженевской. Меня, как представителя Дегтярёвой, честно признаться, не просто удивила, а прямо-таки шокировала позиция прокурора. Активно защищала интересы Эктовой её адвокат Баксаисова. Но ещё активней это делала прокурор Корженевская. И это при том, что согласно ответу из прокуратуры на обращение Дегтярёвой за подписью заместителя прокурора Советского района Г. К. Шиналиевой (исполнитель Р. Т. Нуруллаева), о котором я уже упоминала, в действиях Эктовой был выявлен ряд нарушений, у Корженевской по этому делу имелось своё мнение. Однако это не помешало грамотной, независимой судье Колбаевой вынести справедливое и законное решение:
«...вопреки доводам ответчика суд пришёл к выводу о том, что прекращение деятельности ответчика на момент увольнения истца завершено не было, в связи с чем оснований для расторжения с ней трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ не имелось.
Кроме того, суд приходит к убеждению, что на день увольнения и внесения записи об увольнении истца 21 апреля 2020 года и фактическая деятельность индивидуального предпринимателя не была прекращена, что нашло подтверждение в судебном заседании показаниями свидетеля и представленными договорами о расторжении договоров аренды нежилых помещений от мая, июня 2020 года».
Суд защитил интересы Дегтярёвой, обязав Эктову изменить дату её увольнения и взыскав в её пользу заработную плату и компенсацию морального вреда.
Но решение до настоящего времени так и не вступило в законную силу. Адвокат Баксаисова подала апелляцию. Когда дело уже поступило в Астраханский областной суд, оно было снято с рассмотрения в связи с тем, что от Корженевской поступило заявление о восстановлении срока для подачи апелляционного представления.
Возможно, на следующей неделе в долгом деле будет наконец поставлена точка. Рассмотрение апелляций адвоката и прокурора назначено на 3 февраля. Старший помощник прокурора Советского района И. С. Корженевская в своём апелляционном представлении не соглашается с решением суда и настаивает на том, что доказательства фактического прекращения деятельности Эктовой были представлены. Странно, что для неё ничего не значат даты расторжения договоров аренды торговых точек, кассовые чеки, свидетельские показания. Странно, что участвующий в деле прокурор, обязанный защищать от произвола и беззакония, не заинтересовался подоплёкой массового увольнения двадцати восьми человек, не пожелал вникнуть в явно подозрительную ситуацию, которая, на мой взгляд, свидетельствует о намерении предпринимателя Эктовой обойти Указ Президента.
Будучи свободными людьми, мы вправе любить или не любить президента. Но исполнять его указы обязаны в любом случае, кем бы ни были.