16008Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) – крупнейший выразитель национального сознания русского народа в одну из труднейших эпох его развития.

В России рушились феодально-крепостнические устои, набирал силу капитализм, готовилась буржуазно-демократическая революция. Всё это показано глазами революционера-демократа. Своеобразие его поэзии определилось тем, что он писал не только о народе, но и для народа. В мировой литературе нет подобного революционного крестьянского поэта.

«Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

С болью пишет поэт о страданиях народа:

«Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи…»

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Более тяжкой, чем судьба мужчин, была доля русской крестьянки.

«Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли».

Поэт укоряет народ за долготерпение:

«Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..»

Но верит в его богатырские дремлющие силы:

«А потому терпели мы,

Что мы — богатыри…

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней — сломалися…

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужли не богатырь?»

Верит, что эти силы непременно проснутся, что народ добьётся свободы и достойной жизни:

«Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе».

Примет участие в борьбе за человеческое достоинство и «всёвыносящего русского племени Многострадальная русская мать», та, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

Всем своим творчеством Николай Алексеевич Некрасов служил делу пробуждения народного сознания.

«Нет науки для науки, нет искусства для искусства, - писал он в одной из своих статей, - все они существуют для общества, для возвышения человека».

Взгляды на роль и призвание писателя легли в основу диалога «Поэт и гражданин» - единственный в своём роде манифест русской поэзии 60-х годов XIX века, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную ораторскую патетику Лермонтова. «Величие некрасовского манифеста ещё и в том, что он выходит далеко за пределы литературы: речь идёт о политической борьбе, о гражданской доблести, о патриотизме – подлинном и мнимом» (В.В. Жданов).

«Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны...

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...»

Мысль о величии людей, отдавших себя освободительной борьбе, звучит во многих его произведениях. И в тех, что посвящены конкретным деятелям («В.Г. Белинский», «Памяти Белинского», «Н.Г. Чернышевский», «Памяти Писарева», «На смерь Шевченко»), и в тех, где даны обобщённые образы борцов: революционеров-демократов, народовольцев, первых революционных рабочих.

«О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

Великодушных, благородных

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит».

Стихи звали в бой «за обойдённого, за угнетённого» и честно говорили о тяжести судьбы:

«Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь».

«Кто не робел в огонь идти

За страждущего брата,

Тому с тернистого пути

Покамест нет возврата...

Непримиримый враг цепей

И верный друг народа,

До дна святую чашу пей,

На дне ее — свобода!»

Некрасов воспевал народ как творца духовных и материальных ценностей, славил «народных заступников» и беспощадно обличал власть имущих.

Важнейшей чертой на всех этапах его творчества была сатира. Он создал необычайно точную картину жизни верхов тогдашнего общества. Показал нам во всей неприглядности «владельцев роскошных дворцов и палат, считающих жизнью завидною волокитство, обжорство, игру»; благонамеренных чиновников; разложение дворянских усадеб:

«Разорило чиновников чванство,

Прожилась за границею знать;

Отчего оголело дворянство,

Неприятно и речь затевать!»;

«начинавшийся разгул капиталистического хищничества, вывел достоверные портреты титулованных казнокрадов, финансовых воротил, промышленных и железнодорожных магнатов, прибиравших к рукам власть и экономику страны» (В.В. Жданов).

«Стоит только на ложи взглянуть,

Где уселись банкирские жены, —

Сотня тысяч рублей, что ни грудь!»

Тесная связь с национальной жизнью, глубочайшее проникновение в самую суть родного языка позволили Некрасову раздвинуть рамки поэзии. Он ввёл в неё прозаические темы.

В его стихах заговорила своим языком городская улица, сельская сходка, ярмарка; свободно высказываются убогий странник и княгиня Волконская, крестьянка и «купчина толстопузый», провинциальный чиновник и денежный туз новой формации, генерал и поп, либерал – «салонный якобинец, говорящий трескучие речи, сам себе с наслаждением внимая, формируя парламентский стиль», и автор – трибун, пропагандист:

«Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна.

Не верьте, юноши! не стареет она…

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира -

Чему достойнее служить могла бы лира?...»

Некрасов гениально передаёт своеобразие народного языка, его меткость, афористичность, вводит в ткань своих поэм деревенские песни, поговорки, причитания, загадки, элементы народной сказки («Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Кому на Руси жить хорошо».). А как мелодичны многие его стихи, ставшие романсами, песнями («Тройка», «Средь высоких хлебов затерялося», «Внимая ужасам войны», «Коробушка»).

«Я не знаю, породили бы даже Пушкин и Лермонтов такое количество музыкальных произведений, как Некрасов… Где, в каком захолустье не раздавалось «Выдь на Волгу» или полная счастья песня «Коробейники»? (А.В. Луначарский).

Значение Некрасова в нашей культуре определяется не только тем, что он открыл новую главу в русской поэзии, но и его деятельностью в качестве критика и издателя.

С 1847 года он стал издавать журнал «Современник», который сыграл огромную роль в судьбах всей русской литературы, критики, общественной жизни XIX века.

Главная особенность Некрасова-редактора в том, что он строил успех журнала на идеях и талантах. Он был великим их (талантов) открывателем. На страницах «Современника» прославились И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.И. Герцен, Д.В. Григорович; он ввёл в литературу Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; открыл двери журнала для Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, сделав их руководителями идейного отдела.

«Современник» не только объединил самых талантливых литераторов, он стал трибуной передовой общественной мысли. Главных деятелей этого общественного издания объединяла ненависть к крепостному праву и ко всем его проявлениям, отрицание самодержавия, утверждение правды искусства.

«…Очень увлекался Некрасовым, причем мы с сестрой состязались, кто скорее и больше выучит его стихов. Но больше всего я читал статьи, в свое время печатавшиеся в журналах «Современник», «Отечественные Записки» (этот журнал издавал тоже Некрасов -  Т.К.), «Вестник Европы». В них было помещено самое интересное и лучшее, что печаталось по общественным и политическим вопросам в предыдущие десятилетия». (В.И. Ленин. Из книги Н. Валентинова «Встречи с Лениным»).

10 декабря исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Пора читать и перечитывать его произведения. «Ведь на Некрасове целое поколение революционеров училось» (В.И. Ленин. Из воспоминаний И. Арманд «Поездка во ВХУТЕМАС»).