Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) – крупнейший выразитель национального сознания русского народа в одну из труднейших эпох его развития.
В России рушились феодально-крепостнические устои, набирал силу капитализм, готовилась буржуазно-демократическая революция. Всё это показано глазами революционера-демократа. Своеобразие его поэзии определилось тем, что он писал не только о народе, но и для народа. В мировой литературе нет подобного революционного крестьянского поэта.
«Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
С болью пишет поэт о страданиях народа:
«Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи…»
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Более тяжкой, чем судьба мужчин, была доля русской крестьянки.
«Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли».
Поэт укоряет народ за долготерпение:
«Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..»
Но верит в его богатырские дремлющие силы:
«А потому терпели мы,
Что мы — богатыри…
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней — сломалися…
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?»
Верит, что эти силы непременно проснутся, что народ добьётся свободы и достойной жизни:
«Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе».
Примет участие в борьбе за человеческое достоинство и «всёвыносящего русского племени Многострадальная русская мать», та, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».
Всем своим творчеством Николай Алексеевич Некрасов служил делу пробуждения народного сознания.
«Нет науки для науки, нет искусства для искусства, - писал он в одной из своих статей, - все они существуют для общества, для возвышения человека».
Взгляды на роль и призвание писателя легли в основу диалога «Поэт и гражданин» - единственный в своём роде манифест русской поэзии 60-х годов XIX века, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную ораторскую патетику Лермонтова. «Величие некрасовского манифеста ещё и в том, что он выходит далеко за пределы литературы: речь идёт о политической борьбе, о гражданской доблести, о патриотизме – подлинном и мнимом» (В.В. Жданов).
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...»
Мысль о величии людей, отдавших себя освободительной борьбе, звучит во многих его произведениях. И в тех, что посвящены конкретным деятелям («В.Г. Белинский», «Памяти Белинского», «Н.Г. Чернышевский», «Памяти Писарева», «На смерь Шевченко»), и в тех, где даны обобщённые образы борцов: революционеров-демократов, народовольцев, первых революционных рабочих.
«О! сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей,
Великодушных, благородных
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит».
Стихи звали в бой «за обойдённого, за угнетённого» и честно говорили о тяжести судьбы:
«Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь».
«Кто не робел в огонь идти
За страждущего брата,
Тому с тернистого пути
Покамест нет возврата...
Непримиримый враг цепей
И верный друг народа,
До дна святую чашу пей,
На дне ее — свобода!»
Некрасов воспевал народ как творца духовных и материальных ценностей, славил «народных заступников» и беспощадно обличал власть имущих.
Важнейшей чертой на всех этапах его творчества была сатира. Он создал необычайно точную картину жизни верхов тогдашнего общества. Показал нам во всей неприглядности «владельцев роскошных дворцов и палат, считающих жизнью завидною волокитство, обжорство, игру»; благонамеренных чиновников; разложение дворянских усадеб:
«Разорило чиновников чванство,
Прожилась за границею знать;
Отчего оголело дворянство,
Неприятно и речь затевать!»;
«начинавшийся разгул капиталистического хищничества, вывел достоверные портреты титулованных казнокрадов, финансовых воротил, промышленных и железнодорожных магнатов, прибиравших к рукам власть и экономику страны» (В.В. Жданов).
«Стоит только на ложи взглянуть,
Где уселись банкирские жены, —
Сотня тысяч рублей, что ни грудь!»
Тесная связь с национальной жизнью, глубочайшее проникновение в самую суть родного языка позволили Некрасову раздвинуть рамки поэзии. Он ввёл в неё прозаические темы.
В его стихах заговорила своим языком городская улица, сельская сходка, ярмарка; свободно высказываются убогий странник и княгиня Волконская, крестьянка и «купчина толстопузый», провинциальный чиновник и денежный туз новой формации, генерал и поп, либерал – «салонный якобинец, говорящий трескучие речи, сам себе с наслаждением внимая, формируя парламентский стиль», и автор – трибун, пропагандист:
«Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?...»
Некрасов гениально передаёт своеобразие народного языка, его меткость, афористичность, вводит в ткань своих поэм деревенские песни, поговорки, причитания, загадки, элементы народной сказки («Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Кому на Руси жить хорошо».). А как мелодичны многие его стихи, ставшие романсами, песнями («Тройка», «Средь высоких хлебов затерялося», «Внимая ужасам войны», «Коробушка»).
«Я не знаю, породили бы даже Пушкин и Лермонтов такое количество музыкальных произведений, как Некрасов… Где, в каком захолустье не раздавалось «Выдь на Волгу» или полная счастья песня «Коробейники»? (А.В. Луначарский).
Значение Некрасова в нашей культуре определяется не только тем, что он открыл новую главу в русской поэзии, но и его деятельностью в качестве критика и издателя.
С 1847 года он стал издавать журнал «Современник», который сыграл огромную роль в судьбах всей русской литературы, критики, общественной жизни XIX века.
Главная особенность Некрасова-редактора в том, что он строил успех журнала на идеях и талантах. Он был великим их (талантов) открывателем. На страницах «Современника» прославились И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.И. Герцен, Д.В. Григорович; он ввёл в литературу Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; открыл двери журнала для Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, сделав их руководителями идейного отдела.
«Современник» не только объединил самых талантливых литераторов, он стал трибуной передовой общественной мысли. Главных деятелей этого общественного издания объединяла ненависть к крепостному праву и ко всем его проявлениям, отрицание самодержавия, утверждение правды искусства.
«…Очень увлекался Некрасовым, причем мы с сестрой состязались, кто скорее и больше выучит его стихов. Но больше всего я читал статьи, в свое время печатавшиеся в журналах «Современник», «Отечественные Записки» (этот журнал издавал тоже Некрасов - Т.К.), «Вестник Европы». В них было помещено самое интересное и лучшее, что печаталось по общественным и политическим вопросам в предыдущие десятилетия». (В.И. Ленин. Из книги Н. Валентинова «Встречи с Лениным»).
10 декабря исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Пора читать и перечитывать его произведения. «Ведь на Некрасове целое поколение революционеров училось» (В.И. Ленин. Из воспоминаний И. Арманд «Поездка во ВХУТЕМАС»).