Мы все ценим справедливость и хотим, и желаем, чтоб к нам были справедливы… но при этом сохраняем стойкое бездушие и равнодушие при нарушениях фактора справедливости. Да. Просто фактора справедливости. Не к вам, а к кому-то и где-то. Но мы все сообщающиеся сосуды, и несправедливость, как гадкая и мутная субстанция, засоряет всю воду, понижая наш порог чувствительности к чистому и прекрасному. И вот последствия – чувствительность потеряна, нет общества, которое стремилось к светлому будущему, к равенству, братству и справедливости. «И хлеба горбушку и ту пополам». Сейчас ломают не хлеба горбушку, сейчас ломают нас с вами (мы сообщающиеся сосуды).
Человек может долго терпеть тяготы и лишения. Но только тогда, когда есть смысл и цель; когда есть справедливость. Попрание справедливости уничтожает наше самоуважение, а вот потерю самоуважения могут вынести только огрубевшие и примитивные существа. И гнев, и возмущение растёт не от недостатка хлеба, а от неуважения власти к обществу в целом и к человеку, в частности. Конечно, понурый буйвол, тянущий соху за собой, стерпит всё… но и сдохнет в сарае, уткнувшись в собственный навоз. Свободный – не позволит вам его пинать и стегать. Только раб, только существо, потерявшее честь и достоинство, стерпит всё – потому что ему привили: «он – никто, и зовут его - никак». Когда вы слышали в последний раз восклицание: «Человек – это звучит гордо!»?
Когда мы заботимся о члене нашего общества – мы становимся лучше, мир становится лучше. Восстанавливается целостность экосистемы. Когда мы заботимся только о себе и ближнем круге (это очень похоже на раковую опухоль), мы теряем связь с человечеством и в итоге наша забота о себе смывается водой в унитазе. Недаром говорят: «За преступления родителей – платят дети и внуки». Вы задумывались, какая судьба ждёт ваших потомков из-за вашей трусости и вашей жадности? Любая застойная вода покрывается ряской, становится безжизненным болотом. Чтоб вас пробудить, нужно бить в набат или дубинкой «гвардейца»?! Мало того, что за все эти годы угроблено всё то, что созидали поколения голодных, так и ещё и общество рабов создали, думающих что они свободны. Счастлив человек в неведении своём! Потеряв связь с обществом, вы теряете и защиту. Вы отдалились от общества, перекрыли взаимосообщающиеся каналы, вы счастливы в своём (временном) благополучии, но… ветер перемен всегда начинает дуть для таких неожиданно. И общество вас тоже теряет. И завтра вы уже будете не белым воротничком, а рабом на кирпичном заводе в Дагестане, пастухом в Калмыкии или каменотёсом в Чечне. И общество не заметит потери. Нет, дело не в территории или нации, не в конфессии. Дело в заразе, поглотившей нас, живших в гуманной среде и не имеющих вакцины от этой болезни – от цинизма! Я знаю немало прекрасных людей, выходцев из Дагестана или Чечни – это светлые люди. Но любую бочку мёда можно испортить ложкой дёгтя. Так и здесь алчность, как ржавчина, рушит мир вокруг нас. И при этом мы настойчиво твердим о своём богоподобии… Так кто ж ваш бог? Что за алчный и кровожадный монстр? Чем примитивней человек, тем примитивней и его божество. Что человек имеет в себе, то он и выбрасывает наружу.
Помните притчу о яблоках? Когда сосед соседу измазал крыльцо отходами своего организма, а тот, в ответ, отнёс ему ведро яблок… Каждый делится тем, что у него в избытке…
Свои права нужно отстаивать (и это наша жизненная, биологическая обязанность), иначе никто не узнает, что их нарушили. Мы взаимосообщающиеся сосуды. Кричите, и вас услышат, стучите, и вам откроют. Помните фильм «Филадельфия» Джонатана Демме с Томом Хэнксом в главной роли? Там молодой адвокат, больной СПИДом, борется за свои гражданские права с компанией, которая его незаконно уволила. Когда приговоренный к смерти заставляет уважать свои права — это вызывает восхищение! Можно было бы немного подемагогировать о том, какие плохие руководители бывают, и чиновники, нарушающие законы и наши права, или о несовершенстве законов. Но … Ещё в седой древности философ Демокрит говорил именно по этому вопросу: «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше». То есть – мы общество и нам необходимо соблюдение законов, как мерило некой истины и справедливости. Одни не нарушают закон в силу внутреннего цензора, других необходимо принуждать к его исполнению, особенно тех, кто в силу своего положения в обществе и государстве обязаны соблюдать закон, законность и права человека (в первую очередь) и гражданина, но не делают этого. Позволю себе процитировать отрывок из методического пособия Международного Бюро по Правам Человека и Соблюдению Законности:
«…Достоинство человека – это источник его прав и свобод. В теории естественного права, в философии права действует своего рода презумпция достоинства человека.
Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди – члены одной человеческой семьи, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношениях друг друга в духе братства, уважения прав и свобод другого человека. Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством. Концепция прав человека основывается на трех положениях:
- первое – каждая власть ограниченна;
- второе – каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть;
- третье – каждый человек, защищая свои права, может предъявлять свои требования государству.
Несмотря на то, что права человека относятся к категории моральных прав, они выделяются целым рядом отличительных признаков. Моральное право может принадлежать личности благодаря ее достижениям или социальному статусу. Права человека, напротив, универсальны; они принадлежат всем людям, всегда, вне зависимости от социального положения. Если некоторые моральные права приобретаются человеком со временем, то права ему присущи как таковые, человек рождается на свет, уже наделенный этими правами…». «Страна, которая плохо обращается со своими собственными гражданами, с большей вероятностью, будет так же поступать и в отношении своих соседей…» - Оскар Ариас Санчес, возглавляет Фонд Ариаса за мир и гуманность. Из выступления на церемонии вручения Нобелевской премии мира, 10 декабря 1987 г. А это даже комментировать не надо! Бесспорно, понятие «права» изменяется вместе с государством, цивилизацией. Никто ведь не сомневается, что в каком-нибудь племенном союзе «права» есть, но не в том же развитии, что сейчас - современное право человека. Право – это прежде всего элемент самоуважения. Посягательства на наши права – это посягательство на наше самоуважение. Потеря самоуважения действует во всех возрастах. Первое, что возникает в ребенке, когда он встает на ножки, это ощущение личности. Я слышал как-то, на прогулке, «разговор» матери с трехлетним сыном: «— Чего ты орешь? Молчи! Ты никто…». «— Нет, я кто! Нет, я кто! - кричал мальчик». Мы все хотим быть «кем-то». Многим людям, особенно молодым, чувство личности заменяет принадлежность к стае. Нет ничего более агрессивного, чем самоуважение этой агрессивной личности — стаи, группы, банды, как её ни назови. Она требует, чтобы её «права» признавали на её территории. Укусите её самоуважение, посягните на её права - она ощерится ножами и кастетами, если не пистолетами. Однако внутри любой стаи действует иерархия. Самоуважение каждого члена определяется уровнем в этой иерархии. Нет человека, который был бы полностью лишен самоуважения. Оно есть у каждого, но и каждому самоуважению может угрожать падение на более низкий уровень. Иерархия самоуважения относится не только к людям, она общий закон природы в любой популяции. Иерархия действует в любой звериной стае. Вождь стаи бабуинов будет драться до смерти за право огуливать всех самочек стаи. Лишите его этого права, и стресс от потери самоуважения убьет его.
Ученые ставили опыт. В одной половине клетки, разделенной стеклянной перегородкой, находился глава стаи, в другой — рядовой бабуин. Рядовому члену давали бананы первому, а вождю — второму. К рядовому в клетку пускали самочку, и он радостно производил потомство на глазах бешеного от ярости вождя. Вначале вождь безумствовал, потом впал в депрессию. Хватило трех дней, чтобы сердце вождя разорвал инфаркт. Что его убивало? Потеря самоуважения, потеря права! В цивилизованном обществе вопрос потери самоуважения ничуть не менее важен. Потеря самоуважения загоняет персонажей в драматическую ситуацию. Как и было с адвокатом, героем Тома Хэнкса в фильме «Филадельфия».
Так к чему вся эта демагогия, спросите вы? К тому - что мы общество и должны защищать права своих членов там, где их нарушают! Представьте на минуту: вы едете на авто с огнями, в тёмное время суток, и вдруг из темноты на дорогу, в трёх с половиной метрах от пешеходного перехода выскакивает человек. И вас признают виновным и требуют денег, возбуждают повторный (более чем через год) иск, переквалифицируя, в угоду своей общности, гражданское дело в уголовное. Очевидно – выскочивший на дорогу вне пешеходного перехода человек – нарушитель ПДД! Точно так же, как человек, сунувший свои пальцы под фрезу – нарушитель техники безопасности (везёт же станку: с него денег не возьмёшь и иск не влепишь). (Смотрим предыдущие публикации). Может, мне тоже броситься под авто? Получить страховку в 175 тыс. руб., затребовать ещё 800 тыс. руб.? Чем не бизнес? И подлечусь, и домик в деревне куплю. Но нет… со мной это не прокатит – за моей спиной нет этой общности, меня оставят на бобах.
Так чего стоит общество, молчащее и попустительствующее нарушению законности и прав? А что прокуратура, обязанная реагировать проверкой на любую публикацию в СМИ? Мы граждане одной страны? Мы общество? За нас никто и ничего делать не будет. Порядок наводить надо самим. Или же и наши потомки будут дышать этой затхлостью и пылью!
Стоит задуматься над словами римлянина - Публий Сир: «Плохо живут те, которые всю жизнь лишь собираются жить». Не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня или же это завтра никогда не наступит для вас.