Он родился 3 июня 1906 года, и вся его жизнь была связана с армией.
В ноябре 1939 года с началом войны с Финляндией полк, которым он командовал, отличился во вpемя пpоpыва обоpоны пpотивника у озеpа Суммаяpви, обеспечив выход советских частей к Выбоpгу. Сергею Фёдоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора, полк был награжден орденом Красного Знамени.
Далее была учеба в академии и сражения Великой Отечественной. 16 декабря 1941 года Ниловскому было присвоено звание подполковника, а 24 марта 1942 года - звание генерал-майора артиллерии, минуя звание полковника.
45-летний боевой генерал-фронтовик был назначен первым командиром войсковой части 29139 - полигона ПВО в Капустином Яре.
Здесь все надо было начинать с нуля. В сложных условиях необходимо было организовать взаимодействие с промышленностью, расставить на должности прибывших офицеров – создать в кратчайший срок структуру, которая справилась бы с поставленной задачей. Промышленность должна была работать и учить офицеров, а офицеры учиться, работая с ней. Одновременно решались десятки других проблем, связанных с размещением личного состава, питанием, финансовым обеспечением, строительством. Командир поспевал всюду и работал за пятерых.
Сегодня уже нет тех ветеранов, кто служил под его началом здесь с июня 1951 года. Но благодарная память о С.Ф. Ниловском осталась. Она – в воспоминаниях, стендах, фотографиях, в названии знаменской улицы. В подшефной городской 232-й школе офицеры, ветераны части, выступая на «Уроках мужества», других мероприятиях, посвящённых армии, полигону, рассказывают детям о жизненном пути, героизме на фронтах Великой Отечественной войны С.Ф.Ниловского и его роли в создании полигона ПВО.
Фронтовик, полковник в отставке, кандидат технических наук П.И.Шестаков, который 6 июня 1951 года в составе пассажиров первого самолёта прибыл на полигон, вспоминал: «В мае 1951 года состоялся первый выпуск радиотехнической академии (АРТА г. Харьков) слушателей первого набора после окончания войны. Числа 10-12 мая в Академию пришла шифровка, в которой были указания о частичной отмене назначений слушателей-выпускников, а также список из 20 человек, откомандированных в распоряжение Главного артиллерийского управления (ГАУ). 4 июня 1951 года в ГАУ, в приёмной генерала Соколова, состоялась первая встреча нашей группы с генералом С.Ф.Ниловским, который только что узнал о своём назначении начальником полигона. 6 июня 1951 года от станции метро «Аэропорт» автомобиль «Москвич» генерала Ниловского перевёз нас в Центральный аэропорт. И только в самолёте от лётчиков мы узнали, что летим в Капустин Яр…. В первое время деньги на житьё выдавал прямо из своего кармана С.Ф.Ниловский. Он всегда говорил, чтобы мы сами запоминали, сколько взяли. Впоследствии мы доложили о наших долгах первому начфину лейтенанту Н.И.Ермакову. Всё сошлось копейка в копейку».
По соображениям секретности в это время Сергей Фёдорович представлялся под фамилией Сергеев. Полигон долгое время после назначения Сергея Фёдоровича на другую должность называли «хозяйством Сергеева».
Лауреат Государственной премии, полковник в отставке, заместитель начальника НИИУ в первой половине 80-х годов Н.С.Бехметьев (увы, скончавшийся 9 мая сего года) вспоминал:
«Военное училище я окончил в 1952 году по первому разряду и получил право выбора места дальнейшей службы. Это была военная приёмка на одном из московских заводов. Когда же приехал в Москву, то оказалось, что приёмка не соответствует профилю техники, изучаемой в училище. Я, как грамотный специалист (так мне тогда казалось), выразил своё неудовольствие таким неэффективным использованием молодых кадров. Тогда мне предложили место в «хозяйстве Сергеева» (Москва-400), где нужны были специалисты любого профиля. Название нового места службы было интригующим, и я согласился. Первое сомнение возникло, когда мне стали объяснять, как до этой «Москвы-400» добраться. Однако гордость «специалиста» не позволила дать обратный ход. Когда же я добрался до этого «хозяйства», то оказалось, что попал в часть, где испытывают технику, о которой я имел смутное представление. Несколько успокаивало моё самолюбие то, что я попал в испытательную часть, да ещё назначение было в самой Москве. Каково же было моё удивление, когда через несколько дней я встретился в жилом городке со многими своими однокашниками по училищу. Всё же я очень быстро освоился на новом месте и вскоре вспоминал об этом эпизоде как о курьёзном, и даже в какой-то мере счастливом».
Ветераны с теплотой в сердце вспоминают этого мудрого, красивого и обстоятельного человека, который поспевал всюду, работал за пятерых. Он энергично и компетентно решал сложные оргштатные, технические, кадровые и прочие вопросы. Телефон раскалялся добела, но дело шло, и вопросы решались.
Сергей Фёдорович всегда лично встречался с вновь прибывшими офицерами, беседовал и определял их должности на полигоне.
Полковник в отставке, почётный гражданин Знаменска Е.С.Карлецкий вспоминал, как в 1952 году он в составе группы из 8 выпускников Ленинградской военной Краснознамённой академии связи прибыл на полигон: «Только в поезде офицерам выдали на руки командировочные документы. В бумагах значился лишь номер разъезда. С поезда – на грузовик и на площадку. Нас сразу же пригласили к начальнику полигона генерал-лейтенанту С.Ф.Ниловскому и его заместителю по испытаниям Я.И.Трегубу. Каждого новичка старались «прощупать», составить первоначальное мнение, оценить опыт, знания, умение работать с людьми. На вхождение в курс дела и ознакомление с документацией определили десять дней».
Вспоминают и такие случаи. Как-то молодой офицер спешно отъезжал в отпуск по семейным обстоятельствам. Выяснилось, что есть проблемы с деньгами. Тогда Ниловский открыл сейф и отдал ему всё своё недавно полученное денежное довольствие.
Однажды Сергей Фёдорович узнал, что по каким-то причинам задерживается присвоение очередных воинских званий офицерам-испытателям. Он немедленно собрал представления, сел в самолёт и на следующий день в Москве решил все эти вопросы.
Много материалов о Сергее Фёдоровиче в музее на «тридцатке». На стендах представлены фотографии, документы, среди них фотокопия приказа № 001 от 6 июня 1951 года, написанного от руки. В нём говорится:
«Сего числа принял войсковую часть 29139 и приступил к исполнению служебных обязанностей. Основание: Приказ военного министра Союза ССР № 0090 от 2.06.51. Приказ КА СА № 0519 от 6.06.51. Начальник в/части 29139 Герой Советского Союза гв. генерал-лейтенант артиллерии Ниловский. Начальник 2 отдела полковник Шушков».
В музее проводятся экскурсии для солдат-новобранцев и гостей полигона, школьников, гражданского персонала. Экскурсоводы свой рассказ об истории полигона ПВО неизменно начинают с героической биографии его первого командира – фронтовика, Героя Советского Союза.
В июне 2001 года торжественно отмечался 50-летний юбилей полигона ПВО. В эти дни перед входом в музей был установлен и торжественно, в присутствии многих ветеранов полигона, прибывших из Москвы и других мест бывшего СССР, открыт бронзовый бюст С.Ф. Ниловского.
И вот что я сейчас думаю: всем бы нынешним большим военачальникам обладать такими морально-нравственными и деловыми качествами, какими обладал наш первый командир!