В недавней передаче «Бесогон» Никита Михалков сокрушался о том, что в российских городах и весях не найти «наглядной агитации» о военных действиях на Украине. Он прав. Такое ощущение, что делается всё, чтобы «спецоперацию» ни в коем случае не рекламировали, как дело священное и всенародное. Я далёк от мысли о том, что на каждом заборе должны красоваться плакаты «Всё для фронта, всё для Победы!» или «Вставай, страна огромная!» Но пройдясь, к примеру, по улицам Астрахани, нигде не найдёшь даже упоминания о войне, которую с недавних пор таковой называют даже министр иностранных дел РФ Лавров и пресс-секретарь президента Песков.
Идёт гибридная война Запада против России, а у нас полное внешнее безмятежье! И нарушить его – табу. Негласное указание, что ли, существует: для спецоперации – спецмероприятия? Только на них в специально отведённое время звучат специальные речи специально подобранных людей. Утрирую?
Литературный вечер, посвящённый Дню Победы, хотели было мы назвать «Победили в сорок пятом, одолеем и сейчас!» Но то, что актуально на Донбассе, у нас не к месту. Так считают те, кто настойчиво посоветовали поменять не только название мероприятия, но и его суть, то есть не касаться «украинской» темы… Честно скажу, что «высокую рекомендацию» выполнили мы наполовину: назвали вечер по-другому, но и говорили, и читали стихи не только о Великой Отечественной, но и о нынешних сражениях, об их справедливости и необходимости.
Совсем недавно прошёл в нашей губернии литературный фестиваль для детей и молодёжи. Весёлый праздник, на котором, вроде бы, не место антифашистским эмоциям. Конечно, ведь дети – цветы жизни. Так что же, целых четыре дня нужно делать вид, что этим самым цветам ничего не угрожает? Между прочим, были на фестивале и живые свидетели творимого бандеровской нечистью, – дети беженцев… Нарушили безмятежье только поэты, прочитавшие со сцены пару «неудобных» стихотворений. Их усилия «оценили»: не место, мол, и не время. Неужто и Пушкинский праздник, к которому мы сейчас готовимся, будем проводить с оглядкой? Вдруг «Полтава» или «Клеветникам России» покажутся кому-то крамольными! По-крайней мере, совет не трогать в выступлениях «деликатную тему» уже прозвучал.
Может, кому-то покажется неуместным и даже кощунственным подобное сравнение, но наша страна напоминает мне сегодня огромный торгово-развлекательный центр: тут тебе и торговля, и музыка, и кино, и напитки-закуски. Но есть и отдел, где играют в компьютерную войну. Вспухают на экранчиках аккуратные взрывы, покорно падают ненастоящие солдаты. Исподволь внушается мысль об искусственности, игрушечности происходящего. Милости просим желающих послушать «геройские» речи на телевизионные шоу «говорящих голов»! Конечно, специально отобранных и вещающих в специально отведённое время. И хоть и говорят они, вроде бы, правду, но не оставляет ощущение искусственности, срежессированности происходящего.
Потому что рядышком, на других телевизионных каналах Рэмбо и прочие герои Голливуда продолжают безжалостно мочить «савьетьских» гадов и разоблачать русскую мафию, утверждая незыблемые ценности «демократии». Там вовсю идёт привычная пропаганда западного образа жизни, с ревнителями которого мы сейчас воюем! А с чего начинается утреннее вещание главных телеканалов страны? С обязательных сообщений, что в этот майский день родилась, к примеру, французская манекенщица и актриса Летиция Каста, или с подробного рассказа о том, каких юных актёров домогался тридцать лет назад звёздный гомосексуалист Кевин Спейси. Можете себе представить, что в Америке или Европе, на том самом «коллективном Западе», заботливо напоминают с утра телезрителям о днях рождения русских артистов, а потом «крутят» весь день без передыху советское кино? Так войны не выигрывают. Ни «холодные», ни «горячие», ни «гибридные»…
Кстати, о «говорящих головах». То, что среди них нет патриотически мыслящих писателей и поэтов, понятно. Настоящий, «непричёсанный» в идеологической гримёрке патриотизм, и сегодня у телебоссов не в чести. А ну как сказанут эти вольнодумцы чего-нибудь лишнего в прямом эфире! Да и вообще, нету пророков в своём Отечестве! Кроме специально назначенных, конечно. Вот, к примеру, много обличающих и ехидных слов прознесено с пафосом о деятелях культуры и искусства, не поддержавших спецоперацию и упорхнувших за границу. Поделом! Но никто и не подумал пригласить на прямой эфир писателя Юрия Полякова, несколько лет тому назад выпустившего книгу «Перелётная элита», где мастерски обнажены и корни этого явления, и его последствия. За талантливую прозорливую публицистику автор тогда не премий удостоился, а злобных нападок либеральной тусовки. Казалось бы, сейчас самое время не только воздать писателю по заслугам, но и дать ему высказаться «по вновь открывшимся обстоятельствам». Тем более сегодня, когда высочайше разрешено Родину не только любить, но и говорить об этом вслух без опасения быть оплёванным.
Это относится и к несгибаемому патриоту Станиславу Куняеву. Который чуть ли не двадцать лет тому назад в своей книге «Шляхта и мы» с размашистой русской откровенностью сказал о российско-польских отношениях то, на что не решаются и сегодня записные критики подлой политики кичливых ляхов. Не зря в качестве эпиграфа к своему сочинению автор взял строки Александра Блока:
«Здесь всё, что было, всё, что есть,
Надуто мстительной химерой…»
Можно по-разному относиться к творчеству и гражданской позиции Юрия Полякова и Станислава Куняева, но не признавать того, что они опередили время в своей талантливой публицистике, и не использовать сегодня её потенциал, мягко говоря, недальновидно. Хотя, может быть, это и есть дальновидность? А ну как придётся отвечать за излишнюю патриотическую ретивость перед победившим Западом и его перелётными адептами! Уж они-то сумеют отличить настоящие убеждения от флюгерного краснобайства…
Наверно, современные перестраховщики – всё-таки не оголтелые «врагоугодники» (замечательное пушкинское слово из «Бориса Годунова», введённое в современный обиход тем же Юрием Поляковым). Просто либеральные ценности им дороже патриотических, за пропаганду которых ещё и, не дай Бог, расплачиваться придётся.
Может быть, это глубоко спрятанное опасение движет и теми, кто хоть и не запрещают впрямую поднимать тему «войны на Украине», но настойчиво «рекомендуют» проводить «чисто культурные мероприятия»? Или всё вышесказанное только чудится, «надутое мстительной химерой»?