История Европейской цивилизации – это сплошные войны и восстания. Да, развивались наука и культура, экономика и торговля, транспорт и связь. Да, открывались новые земли, складывались новые отношения. Но чем более развитой становилась цивилизация, тем кровопролитнее были войны.
Прогресс шёл по пути развития интересов, основанных на алчности и честолюбии. Каждая новая формация выражала интересы класса очередных хапуг, появившихся на исторической арене. И лишь в Октябре 1917-го, именно в России, произошло величайшее событие в истории цивилизации – появилось государство для большинства, а не для элиты. Для тех, кто создаёт ценности, а не тех, кто ими владеет и распоряжается.
Либералы часто муссируют один миф: якобы большевики хотели отнять всё у богатых и поделить среди бедных. Такой лозунг действительно был, вот только принадлежал он не большевикам, а эсерам. Неслучайно эсеры пользовались большой популярностью в крестьянской среде, желавшей отнять землю у помещиков и поделить её между собой.
У большевиков был другой лозунг: отнять средства производства у эксплуататоров и сконцентрировать всё в единую общенародную собственность, в единую «корпорацию», акционерами которой были бы все граждане. И это им удалось: советская система представляла собой монополию, в которой сконцентрированы огромные средства и производственные силы, работающие на благо всех граждан. «Дивиденды» с этого огромного предприятия под названием «советская экономика» граждане получали через социальные гарантии.
В новой системе не было места богатым. Но и нищим тоже. Были зажиточные, были нуждающиеся, но не было бомжей, роющихся в мусорных баках в поисках съестного, и не было олигархов с замками в Испании и яхтами, стоимостью в десятки, а то и в сотни миллионов долларов.
Все предприятия работали как часть единой организации. «Государственный капитализм СССР» - это капитализм с одним собственником - государством рабочих и крестьян. И прибыль направлялась на благо всего народа. Конечно, не прямо, не деньгами на персональные счета граждан, а через систему социальных гарантий: бесплатная медицина, образование, развитие доступных курортов, санаториев и профилакториев и т.д.
В годы перестройки было модно сравнивать зарплаты в СССР и в странах Западной Европы. Сравнение получалось не в нашу пользу. Отсюда делался вывод: рыночная система лучше, чем плановая, поскольку приносит больший доход работнику. А раз так, то социализм хуже, чем капитализм и от него надо отказаться. При этом умалчивалось, что в капиталистических странах не было того огромного комплекса бесплатных услуг, которые были в СССР. Там, получая высокие зарплаты, платили буквально за всё. Медицина платная, образование платное, судопроизводство платное! Спортзалы, бассейны, театры, развлекательные аттракционы не дотировались – за всё надо платить полную стоимость. В итоге получалось, что уровень жизни подавляющего большинства жителей СССР был намного выше, чем в «развитых» странах!
В Октябре 1917 года начался грандиозный по своему значению эксперимент: создание нового государства, в котором нет эксплуатации человека человеком, а все государственные структуры работают на благо человека труда. Удалось это большевикам-коммунистам или нет?
В короткие сроки СССР из отсталой аграрной страны превратился в ведущую индустриальную державу. За десять лет (1929 – 1939 гг.) промышленность выросла в 40 раз! После тяжелейшей войны 1941 – 1945 гг. СССР за несколько лет восстановил свой довоенный потенциал, а через 12 лет после войны запустил первый спутник. Ещё через четыре с половиной года – первого человека в космос.
Социальные гарантии, которыми были обеспечены советские граждане, не имели аналогов в мире. Бесплатная медицина и образование, путёвки в санатории, профилактории и курорты по символическим ценам, льготы пенсионерам, инвалидам, участникам войны. В СССР не надо было выживать – можно было просто жить: растить детей, развиваться и не думать о куске хлеба на завтра.
Конечно, возникает вопрос: почему же развалился СССР, если всё в нём было так хорошо? Я пытался это понять, но пришёл к выводу, что мир слишком сложен, чтобы описывать его развитие в двух-трёх словах. И даже в большую статью всего не уместить. Пройдут годы, десятилетия, эта тема обрастёт томами монографий, диссертаций, исследований, и только тогда, возможно, станут понятными все тонкости «закулисной» борьбы, которая и привела к демонтажу социализма в России (СССР).
Но тогда, в октябре 1917 года, произошло событие, на первый взгляд, вроде бы заурядное: власть перешла от Временного правительства к Советам. Никто тогда не понял грандиозность этого события. Лишь время показало, что началось строительство Нового мира. Причём «нового», не на словах, а на деле!
Чем больше углубляюсь я в изучение истории ХХ века, тем более грандиозным представляется мне значение Великой Октябрьской революции. Это было создание не просто «новой», а «совершенно новой» государственной системы. Все исторические эпохи, бывшие до этого, служили лишь верхушке общества – классу, который на тот момент был наиболее прогрессивным с точки зрения производственных отношений. И всегда это была небольшая часть населения.
Сначала это был класс рабовладельцев, в интересах которого создавались первые государства. Потом феодалы, чья иерархическая система создала европейские страны в нынешнем виде. Затем буржуазия, которая продвинула прогресс ещё дальше. Но всегда это было небольшой частью общества.
И вот, прогрессивным оказался пролетариат – основная часть населения. И начала создаваться новая общественно-политическая система, где все государственные и общественные институты должны были служить интересам большей части общества – людям труда.
Итак, нам удалось построить новый тип государства – государства для трудящихся. Мы сделали страну индустриально развитой, отстояли достижения в страшной войне, развивали науку и высокие технологии. Первый спутник, первый человек в космосе, первые автоматические межпланетные станции! Немногие знают, что сотовые телефоны появились в СССР ещё в конце 50-х годов (под маркой «Алтай»). Правда, служили они только для правительственной связи (впрочем, как и в других технологически развитых странах).
Сейчас, после двадцати пяти с лишним лет после развала СССР и отказа от социализма, многие из тех, кто в конце 80-х кричал: «Долой КПСС, долой плановую экономику, долой засилье коммунистической идеологии в искусстве!», задумываются над вопросом: «А что в итоге?»
А в итоге мы вернулись к тому, что система стала обслуживать интересы небольшой кучки «избранных». К тому, что было уготовано нам после Февральской революции: стать сырьевым придатком более «продвинутых» государств (США и развитых стран Западной Европы).
С чем я вас и поздравляю.