Основой морского транспорта СССР являлся флот, который удовлетворял потребности государства, регионов, коллективов и граждан в перевозках.
Главное, о чём мечтали страны Западной Европы и США — монополистические объединения судовладельцев, сделано. Крупнейший, хорошо организованный морской транспорт СССР, располагающий лучшими в мире кадрами, надёжно обеспечивающий независимость внешнеэкономических и внутренних потребностей страны и приносивший в её бюджет миллиардные прибыли — разрушен.
Потеряна конкурентоспособность с иностранными судовладельцами. А разлетевшиеся в разные стороны осколки морского транспорта, поставлены на колени и продолжают тонуть. Россия по флоту отброшена на целое столетие назад, так как утеряно монопольное положение товарооборота со 130 странами.
К моменту развала (уничтожения) СССР в отрасли работало около 100 тысяч человек, в том числе более 40 тысяч имели высшее образование, 55 тысяч - среднее специальное. Большая часть капитанов и старших механиков имела высшее образование. Специалисты готовились в 15 мореходных училищах, в 5 морских ВУЗах и Академии.
Большое значение имел Указ ГКО (Государственного Комитета Обороны) за подписью И.В. Сталина «О создании морских училищ» от 5 марта 1944 г. В училища, в первую очередь, принимались дети войны — сироты, полусироты, поработавшие на флоте, отслужившие в армии и закончившие ПТУ. Все курсанты находились на полном государственном обеспечении. 5 марта стало праздником для курсантов, преподавателей, офицеров и выпускников, который отмечался ежегодно. Все училища готовили специалистов по особой военно-морской программе.
Курсанты, окончившие училище очно, получали не только диплом об окончании, но и офицерское звание специалиста ВМФ. Как показала Великая Отечественная война, это было умное стратегическое решение.
Астраханское мореходное училище готовило специалистов не только для Каспийского моря, но и для всего Советского Союза. До 2012 г. включительно училище подготовило около 16 000 специалистов — судоводителей, судомехаников, совмещенников судоводителей-судомехаников, судостроителей-судоремонтников, электромехаников. Многие из них в дальнейшем закончили ВУЗы, работали и работают капитанами, механиками, лоцманами и руководителями лоцманских служб, капитанами портов, директорами заводов, преподавателями, в т.ч. в ВУЗах, возглавляют судоходные компании. Наши выпускники работали на космос с Королёвым. Практически нет таких отраслей, где бы они не работали, в т.ч. в министерствах обороны, иностранных дел, внутренних дел и др. компетентных органах. Мы всегда знали — где, кем и как работают наши выпускники. Часто выпускники проводили свои встречи в стенах училища и видели, как всё совершенствовалось и улучшалось.
Первый удар был нанесён училищу, когда ликвидировали Военно-Морской цикл. Второй, когда училище подчинили Новороссийскому высшему морскому училищу, сделав АМУ филиалом. Следующий был нанесен приказом Агентства «Росморречфлота» от 27 сентября 2012 г. за № 101. Не дожидаясь результатов мониторинга о положительном заключении в отношении деятельности нашего училища, его ликвидировали.
Территория училища имела около 50 гектар земли, была создана уникальная учебная структура для обучения, воспитания и проживания до 1500 человек.